Публикации Морфологический разбор имени существительного

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Морфологический разбор имени существительного
Автор: Аслаева Гульнара Забировна

Конспект урока «Морфологический разбор имени существительного» для 5 классаТема: Морфологический разбор имени существительногоЦель:  - вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного;- узнать порядок морфологического разбора;- научиться выполнять морфологический разбор;Задачи: - систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; - познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;- развивать умение грамотно выражать свои мысли;ХОД УРОКА:Учитель: - Доброе утро! Ребята, прежде чем начать урок я хочу открыть вам маленький секрет. В нашем классе у меня есть самый любимый ученик, как вы думаете, кто это? А вам интересно узнать? Фотография этого ученика лежит вот в этой коробке. Если вы хотите узнать, вы можете подойти ко мне, заглянуть в эту коробку. Но… я очень прошу ни одного слова, чтоб никто не мог догадаться. И ещё… обратите внимание на эмоции учеников, которые увидят эту фотографию.- Чьё изображение вы увидели?- Правильно, каждый из вас увидел своё изображение.- Ребята, вы у меня самые любимые ученики. И я хочу, чтоб каждый из вас на уроке получили только хорошие оценки.- Ребята, а вы заметили, что каждый из вас, увидев себя в зеркало, улыбался?СЛАЙД №1И так, девиз нашего урока «Начни свой день с улыбки», ведь улыбка помогает нам достичь больших успехов.- Ребята, давайте поиграем в игру «Соколиный глаз». У каждого на партах лежит карточка №1. СЛАЙД №2Карточка №1Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Время работы 2 минуты.Улыбка, сердце, жизнь, семья, удивление, праздник, дочь, традиция, аромат, конфета.- Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга. Оцените работу.Критерии оценивания лежат на партах. А теперь встаньте те, которые написали работу на «5», на «4»?- Молодцы, ребята, вы справились с этой работой.Для того чтобы определить тему и цель нашего урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы:- К какой части речи относятся данные слова? ( к именам существительным).РОМАШКА с надписью ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (раскрыть)- Как называется раздел, который изучает части речи? (морфология)- А значит, какой разбор нам необходимо выполнить, чтобы разобрать слово как часть речи? (морфологический разбор).СЛАЙД №3- И так, как думаете, какая же тема нашего урока? (Морфологический разбор имени существительного).- Какова же цель нашего урока?- вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного;- узнать порядок морфологического разбора;- научиться выполнять морфологический разбор;- для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном. А делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания. Задание №1Приём «Верные – неверные…»- Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и зелёные. Зелёные означают «ДА», красные означают «НЕТ». Если я говорю верно, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете красную карточку. И так..- Имя существительное относится к служебным частям речи? (нет)- Имя существительное – это самостоятельная часть речи? (да)- Имя существительное обозначает действие? (нет)- Имя существительное обозначает предмет? (да)- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (да)- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет) - Молодцы, ребята! Мы справились и с этим заданием. СЛАЙД №4Приём «Письмо с дырками»Ребята, давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи. Для этого заполним карточки №2.Карточка №2.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и явление. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные большинство являются подлежащим, дополнением и обстоятельством.А теперь проверьте, пожалуйста, себя (самопроверка).- У кого было заполнено всё верно?- Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания? - Всё верно, для морфологического разбора.- А какие же признаки имеют имена существительные? - На этот вопрос мы ответим в конце урока.Задание № 3 (собственные и нарицательные имена существительные)СЛАЙД №5- Перед вами 3 предложения. Прочитайте их. Почему выделенные существительные МАЛЫШ в этих предложениях пишутся по разному?
  • В нашей семье появился малыш.
  • Котёнок «Малыш» громко замурлыкал.
  • «Малыш» это современный магазин для детей и родителей.
  • (в первом предложении слово МАЛЫШ обозначает ребёнка и является нарицательным, а во втором – прозвище котёнка (собственное), в третьем – название магазина (собственное).- Какие существительные относятся к собственным? к нарицательным?ФИО, прозвища, клички, географические названия, названия книг, журналов, фильмов, картин, спектаклей, исторических событий и т.д. - И так, первый признак существительного (собственные/нарицательные)Раскрываю лепесток ромашки (собственные/нарицательные).ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!Задание №4 (одушевлённые/ неодушевлённые)(Разгадывание ребусов)Ребусы прикрепить на доске!!!- На какие две группы и по каким признакам можно разделить названные слова?- Следующий признак существительного - одушевлённые/ неодушевлённыеРаскрываю лепесток ромашки (одушевлённые/неодушевлённые)- Чем отличаются одушевлённые имена существительные от неодушевлённых?Ответы учащихсяЗадание №5 (Род имён существительных)-Ребята, выйдите, пожалуйста, к доске и распределите данные слова по родам.Включается песня «Улыбка»Улыбка, сердце, жизнь, семья, удивление, праздник, дочь, традиция, аромат, конфета.- Молодцы, ребята, справились с заданием.- Следующий признак существительного - РодРаскрываю лепесток ромашки (Род)Задание №6 (Склонение имён существительных)- Ребята, давайте определим склонение имён существительныхСаша - выписывает существительные 1 склонения (улыбка, семья, традиция, конфета)Святославвыписывает существительные 2 склонения (сердце, удивление, праздник, аромат)Диана и Ильмира – выписывают существительные 3 склонения (жизнь, дочь)- И так, к 1-му склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями - а, -я ко 2-му склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончаниям ср.р. с окончаниями - о, -е к 3-му склонению относятся существительные ж.р. оканчивающиеся на -ь- Следующий признак существительного - Склонение имён существительныхРаскрываю лепесток ромашки (склонение имён существительных)СЛАЙД №6Задание №7 (Число имён существительных)- Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний»Как вы думаете, какое слово является лишним? Почему?Игра «Четвёртый лишний»
  • Ромашки, васильки, ландыш, гвоздики
  • Апельсин, лимон, бананы, мандарин
  • Ласточки, аисты, журавли, жаворонок
  • - Ребята, по какому признаку вы нашли лишнее слово?- Следующий признак существительного - ЧислоРаскрываю лепесток ромашки (число)Задание №8 (падеж имён существительных)- Ребята, прочитайте пословицы и определите падеж выделенных словКарточка №4На улыбку нет запрета. (В.п.)Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. (Р.п.)Улыбка – маленькая монетка в копилку счастья. (И.п.)Иногда и в улыбке скрывается яд. (П.п)Горечи сердца не усладишь улыбкой. (Т.п.)Не верь улыбке врага.(Д.п.)Каждый ученик читает пословицу и определяет падеж существительного (ответы учащихся)- Следующий признак существительного - ПадежРаскрываю лепесток ромашки (падеж)- Ребята, выполняя определённые задания, мы составили план морфологического разбора существительного в виде ромашки.- На партах у вас лежат карточки, где прописан (план) порядок морфологического разбора имени существительного.- Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её? - Какие же признаки имеют имена существительные? (вопрос был поставлен в начале урока)- А почему, ребята лепестки разного цвета? (потому что существительные имеют постоянные и непостоянные признаки). - Зачем нужно уметь выполнять морфологический разбор? - Правильно…выполняя морфологический разбор мы учимся внимательному отношению к слову, в данном случае к существительному, к его форме и больше узнаём о нём. И то, что на уроке русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства – это и есть наш с вами вклад в сохранении русского языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.- Вернёмся к нашему девизу сегодняшнего урока «Начни свой день с улыбки».- Ребята, всегда начинайте свой день с улыбки, ведь улыбка – это украшение лица.Прикрепляю буквы «УЛЫБКА»СЛАЙД №7- Ребята, 2024 год объявлен Годом Семьи. Я хочу, ребята, пожелать вам и вашим семьям У - УДАЧИ, УСПЕХОВЛ ЛЮБВИЫ - Б - БЛАГОПОЛУЧИЯК - КРАСОТЫА - И ЧТОБ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ОБЕРЕГАЛ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХОценивание-На этом я заканчиваю свой урок, спасибо всем: и вам ребята и сегодняшним нашим гостям.- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали (выставление оценок)Рефлексия «Букет настроения»-Ребята, если:Красный цветок – урок вам понравился, узнали что-то новоеГолубой цветок – урок не понравился, не всё получилосьЖёлтый цветок – трудно всё-таки, надо поработатьДомашнее задание- Ребята, карточки №4 для домашней работы (выберите любые две пословицы, выпишите имена существительные и выполните морфологический разбор существительных).Приложение Работа со словарёмУДАЧА – совокупность благоприятных, способствующих успеху обстоятельств, счастливый случай, желательный исход дела.УСПЕХ – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат.ЛЮБОВЬ – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.БЛАГОПОЛУЧИЕ – 1. Спокойное и счастливое состояние. 2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность.БЛАГОДАРНОСТЬ – чувства признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.КРАСОТА – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.АНГЕЛ – в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей).АРОМАТ – душистый, приятный запах.
    -