Публикации ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Техническая подготовка" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Техническая подготовка" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
Автор: Сытова Марина Владимировна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №1»Саратовского муниципального района Саратовской областиВариативная частьПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ.03. Техническая подготовкадополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»2018гРазработчик: Сытова М.В., заместитель директора по учебной работе МБУДО «ДШИ№1» Саратовского муниципального района Саратовской области Рецензент: Шакула Л.А. заместитель директора по учебной работе МБУДО «ДШИ№1» Саратовского муниципального района Саратовской областиРецензент Руденко М.Ю.заведующая районной фортепианной секциейМБУДО «ДШИ№1» Саратовского муниципального района Саратовской областиСтруктура программы учебного предметаI Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
  • Срок реализации учебного предмета.
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий.
  • Цели и задачи учебного предмета.
  • Обоснование структуры программы учебного предмета.
  • Методы обучения.
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
  • II Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени.
  • Годовые требования по классам.
  • III Требования к уровню подготовки обучающихсяIV Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
  • Критерии оценки.
  • V Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам.
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
  • VI Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список рекомендуемой нотной литературы.
  • Список рекомендуемой методической литературы.
  • I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Техническая подготовка» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано»», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства МБУДО «ДШИ №1» Саратовского муниципального района Саратовской области. Учебный предмет «Техническая подготовка» входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».Данная программа преемственна с программой учебного предмета «Специальность и чтение с листа» обязательной части учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Профессиональная игра на рояле выдвигает определенные требования к технике пианиста, многие виды техники настолько сложны, что без специальной и многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. Не случайно учиться на рояле издавна принято с раннего детства, с 6-8-летнего возраста, что, в первую очередь, связано с трудностями приобретения техники.Данная программа дает возможность расширения и углубления технической подготовки обучающихся, получения дополнительных знаний, умений, навыков и приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата.Программа учебного предмета «Техническая подготовка» направлена на развитие технических навыков и организацию игровых движений обучающихся, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Данная программа построена с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей развития ребенка. Репертуар учебного предмета «Техническая подготовка» включает как специальный инструктивный материал, так и художественные произведения: этюды и виртуозные пьесы. Программа «Техническая подготовка» обеспечивает условия для целенаправленного развития технических навыков обучающегося, необходимых для продолжения его профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех обучающихся, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. 2.Срок реализации учебного предмета В соответствии с учебными планами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» предмет вариативной части «Техническая подготовка» изучается с 1 по 7класс, семь лет. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам. 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.Программа предмета «Техническая подготовка»» предусматривает аудиторные занятия по 1 часу в неделю и самостоятельную работу учащегося не менее 1 часа в неделю.Таблица № 1Консультаций по данному предмету не предусмотрено.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 20 минут.5.Цели и задачи учебного предмета Цели:
  • Создание условий, при которых технический аппарат обучающихся будет способен грамотно выполнять необходимые музыкальные задачи исполняемых произведений.
  • Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных им технических навыков.
  • выявление и подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства
  • Задачи:
  • формирования основных технических навыков игры на фортепиано, позволяющих учащимся грамотно исполнять музыкальное произведение;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей.
  • 6.Обоснование структуры программы учебного предметаОбоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.Программа содержит следующие разделы:- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;- распределение учебного материала по годам обучения;- описание дидактических единиц учебного предмета;- требования к уровню подготовки обучающихся;- формы и методы контроля, система оценок;- методическое обеспечение учебного процесса.В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».7.Методы обученияДля достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
  • Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Техническая подготовка»Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.Учебные аудитории для занятий по предмету «Техническая подготовка» должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров. Необходимо наличие концертного зада с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками.II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Техническая подготовка»:Таблица2Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей обучающегося.Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.Виды внеаудиторной работы:- выполнение домашнего задания;- подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.2.Годовые требования по классамНастоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. В одном и том же классе программа может отличаться по уровню трудности, учитывая индивидуальные способности учащихся.Технические упражнения Данная программа включает серию технических упражнений, формирующих базовые пианистические навыки.Формирование игровых навыков через упражнения способствуют с одной стороны развитию технической умелости пальцев, их активности, самостоятельности, с другой стороны развитию образного мышления, содержательности, художественности и богатству интонационной культуры.Упражнения направлены на развитие технического аппарата обучающихся по следующим принципам:
  • Гибкость и пластичность аппарата.
  • Связь и взаимодействие всех его участков при самостоятельных и активных пальцах.
  • Целесообразность и экономия движений.
  • Управление техническим процессом.
  • Звуковой результат (как необходимый итог).
  • Работа над гаммамиВ течение учебного периода обучения обучающийся должен пройти гаммы всех групп (мажорные, минорные, диезные, бемольные).
  • Работа над практическим освоением кварто-квинтового круга, пониманием закономерности новой тональности, ключевых знаков.
  • Работа над правильной аппликатурой в гаммах, аккордах, арпеджио.
  • Работа над гибкостью запястья, ведущих ощущений плеча и предплечья, активностью пальцев.
  • Работа над развитием беглости пальцев, ясной артикуляцией.
  • Работа над созданием технической базы обучающегося.
  • Работа над этюдами
  • Работа над овладением различными видами техники исполнения на фортепиано.
  • Воспитание умений использовать художественно оправданные технические приемы.
  • 1 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа не менее 1часа в неделю. Разнообразные варианты упражнений рекомендуется выполнять предварительно на столе или крышке клавиатуры. Отделение звуковых и двигательных целей является кратковременно применяемым приемом, способствующим расчленению и упрощению технических задач, стоящих перед учеником на начальном этапе. Изучение различных технических упражнений, развивающих беглость, ловкость, самостоятельность пальцев с начинающими необходимо совмещать с освоением образной палитры, формирующих у учащихся азы художественной культуры, диапазон эмоциональных впечатлений. Желательно, чтобы используемые упражнения имели образные названия и подтекстовки. По возможности упражнениям придается характер игры, что должно стимулировать детское восприятие, не заменяя педагогическую направленность и методическую сущность обучения технике.Порядок технических упражнений может быть несколько изменен в зависимости от особенностей индивидуального восприятия ученика. Технические упражнения 1Упражнения на раскрепощение игрового аппарата;
  • Упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса;
  • Упражнения для освобождения шейных мышц;
  • Упражнения на развитие самостоятельности рук;
  • Активная супинация и пронация. (Движение имитирует ввинчивание и вывинчивание лампочки) ;
  • Упражнение на развитие свободы 1-го пальца;
  • Упражнения для свободы рук.
  • 2.Упражнения на выработку правильной осанки;3.Упражнения на выработку правильной постановки руки;
  • Упражнения на организацию округлой формы кисти, мышечно-упругого свода
  • 4.Упражнения на организацию движений запястья;5.Упражнения на формирование навыка «весовой динамики» ;6.Упражнения на создание ощущения самостоятельности движения пальцев;7.Упражнения на освоение первоначального навыка игры нон легато8.Упражнения на освоение игры легато на коротких мотивах.9.Упражнения на освоение игры стаккато.ГаммыИзучение гаммы следует начинать обязательно отдельно каждойрукой. После относительной автоматизации аппликатуры можно переходить к двуручному исполнению гамм в расходящемся движении с зеркальной аппликатурой лишь после этого к параллельному движению.В течение учебного года учащийся знакомится со строением мажорной и минорных гамм и осваивает аппликатуру гамм С dur и a moll отдельно каждой рукой, и двумя вместе в пределах двух октав.Этюды на освоение следующих видов техники
  • легато на коротких мотивах,
  • сочетание легато и стаккато,
  • параллельное движение,
  • мелкая техника в пределах одной позиции
  • Примерный репертуарный список:
  • Л.Лапина Упражнения 1-5
  • Ковалевская Пальчиковая гимнастика
  • Г.Баранова, А Четверухина Упражнения
  • Е.Гнесина Этюды и упражнения
  • И.Королькова Этюды №1-20
  • А.Шмидт Этюд №19 До мажор
  • Г.Гумберт Этюд До мажор №36
  • 2 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа не менее 1,5 часа в неделю.Технические упражнения 1.Упражнение на подкладывание первого пальца;2. Подготовительное упражнение, развивающее ловкость первого пальца;3.Упражнения на освоение приема весовой динамики;4.Упражнения на укрепление подушечек пальцев;5. Упражнения на непрерывное движение гаммы триолями;6.Упражения на терции;7.Репетиции одним пальцем.ГаммыДобиваться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и ровного текучего легато внутри позиции.В течение учебного года учащийся осваивает пройденные гаммы в прямом и расходящемся движении в 2- 4 октавы, знакомится с гаммами с одним знаком, с тоническим трезвучием с обращениями. Изучение арпеджио, но только в том случае, если рука ученика с помощью избранного вспомогательного движения сможет охватить расстояние октавы.Этюды на освоение следующих видов техники
  • легато в мелодии и в аккомпанементе,
  • удержанные звуки в аккомпанементе,
  • мелкая техника в пределах одной позиции,
  • подкладывание первого пальца,
  • ловкость в чередование рук,
  • терции в коротких мотивах,
  • стаккато аккордов в аккомпанементе.
  • Примерный репертуарный список:
  • К.Черни-Гермер Этюды №1-6
  • Л.Шитте Этюды
  • С.Ляховицкая Этюды
  • К.Гурлит Вверх и вниз по эскалатару
  • А.Биль Прогулка с собакой
  • В.Волков Этюд Соль Мажор
  • Л.Шитте Этюд До мажор
  • 3 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа не менее 1,5 часа в неделю.Технические упражнения 1.Упражнения на стаккато в двойных нотах, репетиции;2.Упражнения, развивающие ловкость в смене пальцев;3.Подготовка к трели;4.Упражнение на морденты;5. Упражнения на развитие техники ломаных интервалов и гармонических фигураций;6.Упражнения на извлечение аккордов;7.Упражнение для ног. Работа с педальюГаммы В течение учебного года учащийся должен освоить мажорные и минорные гаммы до двух знаков. В изучении аккордов важно добиваться решения двух проблем: с одной стороны, совместное, одновременное звучание всех звуков аккорда, с другой — умение выделить любой звук илисозвучие, подголосок, идущий через аккордовую фактуру. В изучении всех видов арпеджио следует помнить о своеобразной «ленивости» пальцев. Разная длина пальцев располагает к «перекатыванию» кисти по пальцам: то первого через длинные пальцы к пятому и наоборот, без пальцевой активности и самостоятельности, что лишает звучность виртуозного характера и темпа. Поэтому освоение арпеджио следует начинать с активной ударности всех пальцев (кроме первого, играющего с места).Этюды на освоение следующих видов техники
  • быстрые фигурации в пределах одной позиции,
  • пассажи и трели,
  • аккорды в правой руке,
  • беглость пальцев в гаммообразных пассажах
  • репетиции на одном звуке,
  • сочетание различных штрихов,
  • сочетания различных видов техники.
  • Примерный репертуарный список:
  • Ш.Ганон Упражнения №1-5 (по выбору)
  • Б.Барток Этюд До мажор
  • К.Черни Этюд соч.299 №3
  • А.Лешгорн Этюд соч.66 №18, Этюд соч.65 №19
  • С.Геллер Этюд ми минор
  • Ф.Лекуппе Этюд До мажор соч.17 №6
  • А.Гедике Этюд соч.32 №24 ,Этюд соч.32 №7
  • И.Крамер Этюд №8
  • Ж.Дювернуа Этюд соч.176 №24
  • Л.Стреаббог «Карусель», «Танцующие капли»
  • 4 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа не менее 1,5 часа в неделю.Технические упражнения 1.Упражнения на подкладывание первого пальца в продолжительных гаммообразных пассажах;2.Подготовка к игре украшений;3.Упражнения на беглость пальцев в пассажах;4.Упражнения с хроматическими пассажами;5.Упражнения с арпеджированными пассажами;6.Артикулиционная педаль.Гаммы В течение учебного года учащийся должен освоить гаммы до трех знаков включительно, в прямом и расходящемся движении, тонические трезвучия с обращениями. Короткие арпеджио отрабатываются отдельно каждой рукой и двумя вместе. Длинные арпеджио следует играть отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходить к игре двумя руками, сохраняя общее легато. При игре длинных арпеджио, движения такие же, как при игре гамм – то есть, линеобразные. Проблема подкладывания первого пальца решается отдельным вычленением этого момента и игра его с постепенным добавлением «опевающих» звуков. Хроматический вид в прямом движении, и в противоположном от звука «ре».Этюды на освоение следующих видов техники:
  • арпеджированные пассажи,
  • чередование и перекрещивание рук,
  • сочетание различных видов техники,
  • легкие репетиции,
  • хроматические пассажи,
  • сочетание различных видов техники.
  • Примерный репертуарный список:
  • К.Черни Этюд ор.299 №1,2
  • Ф.Лекуппе Этюд №10 До мажор
  • А.Лешгорн Этюд До мажор, Этюд соч.66 №7, соч.136 №10
  • Г.Гедике Этюд Соль мажор
  • К.Черни-Гермер Этюды №16-18, №23
  • Ж.Лемуан Этюд соч.37 №32
  • Л.Стреаббог «Воздушный змей»
  • 5 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа 1,5 часа в неделю.Технические упражнения 1.Упражнения на стаккато двойных нот;2. Упражнения на короткое легато двойных нот;3. Упражнения с фигурационными пассажами;4. Упражнения с гаммообразными пассажами; 5.Упражнения с мелизмами;6. Упражнения с параллельными октавами.Гаммы В течение учебного года учащийся должен освоить гаммы до 4-х знаков включительно в объеме 4-х октав в прямом и расходящемся движении. Играть ум.VII7 с обращениями, короткие и длинные арпеджио. добиваясь более высокого технического уровня исполнения и беглости.Этюды на освоение следующих видов техники:
  • форшлаги и стаккато в аккомпанементе,
  • трель в партии левой руки,
  • беглость пальцев в пассажах,
  • гаммообразные пассажи и ломанные арпеджио,
  • параллельные октавы,
  • репетиции в аккордах.
  • чередование позиционных движений рук в разных приёмах мелкой техники,
  • сочетания различных видов техники.
  • Примерный репертуарный список:
  • А.Диабелли Мелодические упражнения №7-8
  • А.Бертини Этюд До минор
  • С.Майкапар Стаккато-прелюдия
  • К.Черни Этюды ор.299 (по выбору)
  • А.Гедике Этюд соч.47 №8
  • Ж.Дювернуа Этюд соч.176 №9
  • К.Черни-Гермер Этюд №22
  • Й.Бургмюллер «Странствующий рыцарь», «Волнение», «Утренние колокольчики
  • К.Бах «Сольфеджио»
  • 6 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа 1,5 часа в неделю.Технические упражнения 1.Упражнения с мелизмами;2.Упражнения с хроматическими пассажами;3.Беглость и легкость пальцев в арпеджированных пассажах;4.Упражнения с выдержанными пальцами;5.Репетиции аккордов;6. Упражнения для развития беглости, независимости, силы, равномерного развития пальцев;Гаммы В течение учебного года учащийся должен освоить гаммы до 5-х знаков включительно в объеме 4-х октав в прямом и расходящемся движении. Гаммы в терцию, дециму и сексту в четыре октавы. Играть хроматические гаммы от любого звука. Играть все виды аккордов и арпеджио добиваясь более высокого технического уровня исполнения и беглости. Этюды на освоение следующих видов техники:
  • мелизмы,
  • легато в арпеджированных пассажах,
  • беглость пальцев в гаммобразных пассажах,
  • быстрые хроматические пассажи в партиях обеих рук,
  • репетиции аккордов,
  • пассажи, построенные на секвенционных соединениях позиционных фигур мелкой техники.
  • сочетания различных видов техники.
  • Примерный репертуарный список:
  • К.Черни Ежедневные упражнения ор.337
  • С.Прокофьев Пятнашки
  • В.Лютославский Этюд для четырех пальцев
  • А.Лешгорн Этюд Соль минор
  • Л.Келер Этюд До мажор
  • Т.Лак Этюд Ля минор
  • А.Гедике Миниатюра
  • К.Черни Этюды ор.335 (по выбору)
  • Г.Беренс ор.79 №1-7
  • 7 КЛАССТехническая подготовка 1 час в неделю.Самостоятельная работа 1,5 часа в неделю.Технические упражнения 1.Упражнения с октавными пассажами;2.Упражнения с двойными нотами в противоположном движении;3.Упражнения на растяжение между 4 и 5 пальцами;4. Упражнения на растяжение между 1и 5 пальцами;5.Упражнения на растяжение между 2и 4 пальцами;6. Упражнения к трели 3и 4 пальцами.7. Стремительные гаммообразные пассажи.Гаммы В течение учебного года учащийся должен освоить гаммы до 6-х знаков включительно в объеме 4-х октав в прямом и расходящемся движении. Гаммы в терцию, дециму и сексту в четыре октавы. Играть хроматические гаммы от любого звука. Играть все виды аккордов и арпеджио добиваясь более высокого технического уровня исполнения и беглости. Этюды на освоение следующих видов техники:
  • двойные ноты в прямом и противоположном движении,
  • октавные пассажи,
  • выразительная мелодия в партии левой руки,
  • двухголосие в партии левой руки,
  • скрытая мелодическая линия в партии правой руки,
  • беглость пальцев в гаммобразных пассажах,
  • сочетания различных видов техники.
  • Примерный репертуарный список:
  • К.Черни Ежедневные упражнения ор.337
  • Ш.Ганон Упражнения
  • К.Черни Школа беглости ор.740 (по выбору)
  • Г.Беренс Этюды ор.79 (по выбору)
  • А.Лешгорн Этюд соч.136 №21
  • М.Мошковский Этюд соч.№18 №3
  • К.Деринг Этюд соч.33 №8-9
  • Л.Лукомский Этюд (Светлячки)
  • В.Клин Этюд До мажор
  • III ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯУровень подготовки обучающихся является результатом освоения учебного предмета «Техническая подготовка», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
  • навыки владения различными видами техники исполнения на фортепиано;
  • умения использовать художественно-оправданные технические приемы;
  • знание кварто-квинтового круга тональностей, понимание закономерности появления новой тональности, ключевых знаков;
  • знание аппликатуры в гаммах, аккордах, арпеджио;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;,
  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, этюдов, виртуозных пьес различных композиторов;
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки творческой инициативы, сформированных представлений о методичке разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • IV ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК1.Аттестация: цели, виды, форма, содержаниеОценка качества реализации программы «техническая подготовка» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой обучающегося осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения, темпы продвижения обучающегося в освоении материала, качество выполнения заданий и т.п. Одной из форм текущего контроля является контрольный урок без присутствия комиссии. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий.Промежуточная аттестация подводит итог обучения в каждой четвери и каждого полугодия учебного года за счет аудиторного времени. Одной из форм проведения промежуточной аттестации является технический зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки.На техническом зачете исполняются минимум 2 гаммы(одна мажорная, одна минорная) и этюд, соответствующие требованиям каждого класса. Обязательным условием проведения технического зачета является методическое обсуждение результатов выступлений ученика, которое должно носить аналитический характер. Система оценок предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: 5 «отлично», 4 «хорошо»,3«удовлетворительно» 2«неудовлетворительно.Критерии оценокГаммыОценка 5 «отлично»Исполнение гамм с соблюдением аппликатурных формул, артикуляцией, штриховыми приемами, в темпе, с метроритмической организаций.Оценка 4 «хорошо»:Исполнение гамм с небольшим отклонением ритмической и интонационной группировки, незначительные аппликатурные ошибки.Оценка 3 «удовлетворительно»:Неровное исполнение гамм, неточное соблюдение аппликатуры, отклонение метроритмической организации, медленный темп.Оценка 2«неудовлетворительно»: Частые «срывы» и остановки при исполнении гамм, неверная аппликатура, отсутствие метроритмической организации.ЭтюдыОценка 5 «отлично»
  • Свободное владение специфическими технологическими видами исполнения
  • Единство темпа
  • Ритмическая ясность
  • Яркое динамическое разнообразие
  • Убедительное понимание чувства формы
  • Выразительность музыкального интонирования
  • Слуховой контроль собственного исполнения
  • Оценка 4 «хорошо»:
  • незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
  • грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка,
  • средств музыкальной выразительности;
  • недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
  • стабильность воспроизведения нотного текста;
  • выразительность интонирования;
  • попытка передачи динамического разнообразия;
  • единство темпа.
  • Оценка 3 «удовлетворительно»:
  • неустойчивое психологическое состояние на сцене;
  • формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
  • слабый слуховой контроль собственного исполнения
  • ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
  • темпо ритмическая неорганизованность;
  • слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
  • однообразие и монотонность звучания.
  • Оценка 2«неудовлетворительно»:
  • частые «срывы» и остановки при исполнении;
  • отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
  • ошибки в воспроизведении нотного текста;
  • низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
  • отсутствие выразительного интонирования;
  • метроритмическая неустойчивость
  • Зачет «без оценки»Отражает достаточный уровень подготовки на данном этапе.По окончании изучения учебного предмета «Техническая подготовка» по итогам промежуточной аттестации , оценка выставляется в свидетельство об окончании школы искусств.V Методическое обеспечение учебного процесса1.Методические рекомендации педагогическим работникам.Развитие пианистического аппарата учащихся должно опираться на принципы, создающие наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:1.Принцип естественности. Стараться, чтобы положения рук и корпуса не включали неестественных элементов, которые большей частью осложняют игру и увеличивают усталость.2.Принцип экономности. Все движения совершаем экономно: чередуя мышечное напряжение и расслабление, следим за изоляцией мышечного напряжения. Для совершенного движения необходимо, чтобы не связанные с движением мышцы оставались свободными. Распределение мышечного напряжения: большинство движений совершается благодаря согласованному действию нескольких мышц одной функции. Следует стремиться к тому, чтобы главную нагрузку несли самые сильные мышцы, а самые слабые были загружены меньше всего.3.Принцип целесообразности. Вся двигательная деятельность во время игры должна иметь смысл и не превращаться в формальный шаблон. Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличие от струнников, не располагает детским инструментом; скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходиться играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который, кстати, требует довольно большого размера и специфической формы руки. Эти обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике младших школьников и являются причиной того, что многие педагоги начинают уделять внимание развитию техники лишь в старших или средних классах детской музыкальной школы.В первые годы обучения начинающие пианисты, как правило, изучают большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Однако в программах младших школьников пьесы технического плана и этюды зачастую бывают предоставлены недостаточно, либо они исполняются в очень умеренном или медленном темпе, не выполняя своих обучающих функций, не развивая технику. В работе с младшими школьниками следует обратить внимание на серьезные пробелы в техническом развитии учеников, ставшие широко распространенным явлением в начальном обучении.Кроме того, большое разнообразие детского репертуара ставит перед учеником задачу владения многообразными приемами звукоизвлечения, т.е. разнообразными пианистическими движениями. Начинающего пианиста невозможно обучить в первый же год всем техническим приемам, но, тем не менее не следует мириться с довольно низким художественно звуковым уровнем его исполнения. Более того, неумение достигнуть требуемого педагогом результата часто рождает напряженность (от старания и усилий) игрового аппарата. Представляется, что пианистическая подготовка ученика должна несколько опережать или хотя бы соответствовать сложности изучаемого репертуара. Конечно, частью пианистических умений ученик овладевает в процессе изучения репертуара, но процент технически нового для маленького пианиста в исполняемом репертуаре должен быть минимальным. Если изучаемое произведение состоит только их новых пианистических движений, то вряд ли удастся их прочно качественно освоить в контексте данного произведения. Дети не могут осмыслить, пережить, интерпретировать сложные по музыкальному складу сочинения из-за отсутствия жизненного опыта, бедности ассоциативного фона, психологической незрелости. Но в тоже время дети чрезвычайно наделены двигательными способностями и испытывают ярко выраженную потребность в движениях. Поэтому на начальном этапе обучения не только целесообразно, но и необходимо использовать детскую предрасположенность к движению и на этой основе активно формировать пианистические навыки.Овладевать пианизмом в любом возрасте следует осознано. Объяснение технических приемов начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления и физического развития. Технические возможности маленького пианиста из-за несоответствия размера его рук и инструмента несколько ограничены. Но пассажи, исключающие большие интервалы, «альбертиевы» басы в тесном расположении и иные «общие формы движения»,различные виды «украшений» -к их изучению можно приступать с первых лет обучения.В техническом обучении детей необходимо следовать одному из важных дидактических принципов – расчленению сложного явления (действия) на простые, но важные элементы, выстраивая их в процессе усвоения по степени возрастающей сложности.Следующим этапом технического воспитания является соединение отдельных навыков (или их элементов) сначала в облегченные, а затем и в сложные комплексы. Он осуществляется на материале как специальных упражнений, так и пьес. Инструктивно-технический репертуар следуетподбирать с особой тщательностью и методической направленностью. В этюдах и пьесах должны быть представлены как отдельные технические навыки, так их последовательность, требующая своевременного переключения внимания, и их сочетание, требующее многопланового внимания. Все это находиться в тесной зависимости от задач, стоящих на данном этапе развития техники. Следует особо помнить, что технический навык является усвоенным не после его понимания учеником, а лишь после его двигательной автоматизации. Должна возникнуть «память рук»Осознанное владение базовыми техническими навыками в детстве с течением времени рождает умение самостоятельно анализировать технические сложности, встречающиеся в работе инструменталиста на любом уровне обучения. Умение расчленить сложный технический комплекс на простые (часто уже знакомые) элементы помогает и зрелому пианисту найти у себя технические ошибки, преодолеть неудобство в исполнении, добиться задуманной звучности.Систематичность, охват видов техники в упражнениях являются школой последовательного овладения пианистическими навыками. От самого простейшего приема – извлечения одного звука (зерна, из которого вырастает вся система), ученик постепенно подводиться к техническим задачам, требующим виртуозности.Для воспитания естественной рациональной техники надо знать возможности пианистического аппарата, понимать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, т. к. сам ученик не в состоянии заметить напряжение. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, приподнятым — состоянием спокойной уверенности и радости.Техника не должна быть самоцелью, механической тренировкой. Техника направлена на выполнение художественных задач. Известно, что развитие фортепианной техники идет гораздо интенсивнее и успешнее, когда с первых шагов оно стимулируется положительными эмоциями и творческим воображением. Движущей силой развития техники является музыкальный талант, музыкальные способности. Подчиняясь ему, человек страстно стремится сыграть разучиваемую им пьесу, или этюд, или гамму наилучшим, совершеннейшим образом. Стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе.Цель работы педагога в области воспитания пианистических навыков -помочь каждому ученику индивидуально приспособитьсяк инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и культивировать их в себе. Нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения рук или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать свое решение. Ученик должен будет находить и свои приемы исполнения.Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. От того, насколько активны его мысли и слух, насколько осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение. Ясно поставленная цель мобилизирует внимание, воспитывает ответственность, самостоятельность, интерес к занятиям.Контингент детей, принимаемых в музыкальную школу очень разный. Большинство детей со средними, а иногда и слабыми музыкальными данными. Поэтому очень важно в процессе обучения применять методы, которые бы сочетали доступность, постоянный интерес и, вместе с тем, помогали бы овладеть рядом профессиональных навыков.Атмосфера на уроке должна быть доброжелательная и творческая, что способствует более спокойному состоянию ученика, который быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, и играет с большим подъемом. VI Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список рекомендуемой нотной литературы.
  • Ш.Ганон «Пианист-виртуоз»
  • К.Черни «40 ежедневных упражнений»;
  • К.Таузиг «Ежедневные упражнения»;
  • И. Крамер Этюды для фортепиано , М., 1967 г.
  • Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010
  • К.Черни. Избранные фортепианные этюды. Часть I. 50 маленьких этюдов из соч. 261, 821, 599. Часть II. 32 этюда из соч. 829, 849, 335 и 636. Под редакцией Г.Гермера Москва 1969
  • Ф.Бургмюллер «Сборник оригинальных этюдов и упражнений для фортепиано»М.Музыка 2001
  • Лешгорн К. Этюды для фортепиано. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
  • З.Баранова,В.Перунова Фортепиано в музыкальной школе. Этюды. Ступени мастерства.1-7 классы,М.Музыка,2016г
  • К.Черни Этюды для начинающих Композитор Санкт – Петербург 2000
  • «Сборник этюдов и пьес» Фортепианная техника в удовольствие 1-7 классы. Редактор-составитель О.Катаргина Челябинск :МР1, 2006,
  • Алексеева И., Сухова В. Гаммы и арпеджио. Средние и старшие классы. - СПб.: Союз Художников, 2005.
  • Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
  • Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М.,
  • Хрестоматия педагогического репертуара 1-4 кл. ДМШ. Часть 2. Пьесы и этюды. Сост. Диденко О. - М.: Музыка, 1998.
  • Хрестоматия педагогического репертуара. Тетрадь 5. Этюды 5-7 кл. Сост. Станг Ф., Чернышева Н, - СПб.: Композитор, 2004.
  • Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
  • Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
  • ШиттеЛ. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
  • Шитте Л. 25 маленьких этюдов ор.108. - СПб.: Композитор, 2004.
  • Шитте Л. 25 маленьких этюдов ор.160. - СПб.: Композитор, 2004.
  • Шитте Л. 25 этюдов для фортепиано ор.68. - М.: Музыка, 2003.
  • Школа техники. Выпуски 1.2,3. Сост. Чернышков С. - М.: Классика XXI век,
  • 2004.
  • Список рекомендуемой методической литературы.
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры (записки педагога). Изд. 4. М.: Музыка, 1982.
  • Либерман Е. Работа над техникой. Изд. 3. М.: Фигаро, 1996.
  • Бирмак А . О художественной технике пианиста. Музыка, 1973.
  • БаренбоймЛ. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.,1982
  • Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – К.,1979
  • Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. – Екатеринбург,1994
  • Стрельбицкая Е. Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гамами, аккордами, арпеджио, М.,2000.
  • Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика – XXI,2002.
  • -