Публикации
Статья «Формирование основ безопасности у дошкольников в детском саду»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Формирование основ безопасности у дошкольников в детском саду»
Автор: Барнович Елена Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Формирование основ безопасности у дошкольников в детском саду»
Автор: Барнович Елена Дмитриевна
«Формирование основ безопасности у дошкольников в детском саду»Барнович Елена Дмитриевна – воспитательМДОБУ ЦРР Д/С № 105 ЛМОПриморский крайГлавная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуаций. Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научитьпомогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.Цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется актуальной, послужила основанием для выбора данной темы.Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинали с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.Широкое использование произведений детской художественной литературы предпочтение отдается русским - народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»,«Кот, петух и лиса» и др.Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.Литература:Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004. Степаненкова,Э.Я.Дошкольникамоправилахдорожногодвижения:пособиедля воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
