Публикации ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
Автор: Инвияева Жанна Павловна

Утверждаю:Заведующий МДОУ «Детский сад № 21»__________________Тищенко Т.С.ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТВ СТАРШЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ «ВОДА - ИСТОЧНИКЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» Инвияева Жанна ПавловнаПояснительная запискаДошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.Мы сочли необходимым включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.  Проект «Вода – источник жизни» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять! Паспорт проекта. Тип проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный (11 ноября 2024 г.– 29 ноября 2024 г.)Участники проекта: дети старшей группы (4-5 лет), педагоги группы, родители.Актуальность проекта:Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.. Цель проекта: расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.Задачи:
  • расширить знания детей о воде и её свойствах;
  • познакомить детей с круговоротом воды в природе;
  • дать представление об очистительных сооружениях и способах очистки воды;
  • развивать любознательность и познавательную активность детей;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
  • Формы и методы реализации:Формы:
  • беседы;
  • развлечение;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание фотографий и иллюстраций, видеопрезентаций.
  • сюжетные, подвижные и музыкальные игры;
  • экспериментирование.
  • Методы:
  • Словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки;
  • Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ видеофильмов о свойствах и роли воды в природе.
  • Практические: продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская;
  • Игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры
  • План реализации проекта.Этапы проекта:
  • Подготовительный этап:
  • определение направленности проекта, целей и задач;
  • подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
  • составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;
  • подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта;
  • подборка видеороликов на тему «Роль воды в природе»
  • 2.Основной этап:1 неделяЦель: познакомить детей со свойствами воды. Задачи:
  • учить способам обследования материала;
  • развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
  • воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
  • развивать активный словарь;
  • воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
  • 2 неделяЦель: закрепить знания детей о свойствах воды, формировать у детей навык практического экспериментирования с предметами из разных материалов.Задачи:
  • формировать умение узнавать и называть свойства воды;
  • развивать интерес к окружающему миру, к продуктивной деятельности
  • воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
  • 3неделяЦель: довести до сведения детей, что вода, это необходимая часть нашей жизни, наша помощница, и кормилица Задачи:
  • учить детей понимать значение воды, для каждого человека, значение реки, способной накормить очень много людей, предоставить им возможность для самых разных видов деятельности, для хозяйственных и бытовых нужд;
  • научить детей понимать, что сохранение водных ресурсов это необходимая часть жизни;
  • воспитывать патриотические чувства по отношению к родному краю, великой реке, умение любить и заботиться об их красоте и богатстве;
  • 3.Заключительный этап
  • Показ открытого итогового занятия по области «Речевое развитие» на тему «Вода - источник жизни»
  • Выставка детских работ по проекту;
  • Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
  • Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
  • Список используемой литературы:
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
  • Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  • -