Публикации
Применение тифлоприборов при обучении грамоте. (Для слепых и слабовидящих)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение тифлоприборов при обучении грамоте. (Для слепых и слабовидящих)
Автор: Пересадова Юлия Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение тифлоприборов при обучении грамоте. (Для слепых и слабовидящих)
Автор: Пересадова Юлия Геннадьевна
Применение тифлоприборов при обучении грамотеПересадова Ю.Г.Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната № 3 г. Армавира. Одним из путей оптимизации педагогической деятельности в школах для детей с нарушениями зрения следует считать широкое внедрение в школьную практику разнообразных тифлоприборов, с помощью которых могут быть расширены познавательные возможности обучающихся с глубокими нарушениями зрения и сняты биологические пределы, обусловленные слепотой.Совершенствование системы выявления трудностей и оказания помощи детям с нарушениями зрения в освоении письма и чтения по Брайлю является одним из главных направлений коррекционной педагогики. Это обусловлено не только важностью зрения в познании окружающего мира, но и увеличением числа детей с его глубокой патологией.Обучение незрячих и слабовидящих детей рельефному шрифту.Добукварный период. а) Развитие тактильной чувствительности.При подготовке в первоначальный период обучения грамоте незрячих и слабовидящих детей необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы Луи Брайля. При этом пособия должны помогать этому процессу, а не замедлять его: использовать разнообразные пособия в определённой системе на протяжении всего первоначального периода обучения.Для успешного овладения системой Брайля необходимо, чтобы у ребёнка была достаточно развита тактильная чувствительность и чтобы работа с пособиями всегда велась двумя руками.Развивать тактильную чувствительность пальцев необходимо на уроках коррекции мелкой моторики. Это всем известная и очень эффективная работа с крупами разной формы и размера (сортировка круп). Работа с мозаикой, конструктором, бумагой, фольгой, нитками, пластилином, глиной. Составление различных пирамид и узоров из пуговиц, макаронных изделий, природного материала, занятие аппликационной лепкой, чтение рельефных рисунков, массаж, пальчиковая гимнастика и т.д. Всё это развивает и улучшает чувствительность.Развитая тактильная чувствительность у незрячих и слабовидящих детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря тактильной чувствительности незрячие и слабовидящие воспринимают форму, размеры, фактуру предметов, читают точечный шрифт и рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы).б) Ознакомление с правилами посадки при обучении.Обучение точечному шрифту начинается с показа правильной посадки за столом, положения головы, тела и движения рук.Правильным положением головы и тела при письме считается прямоеположение,ступниногирукулоктейдолжныиметьточкиопоры.Нарушение в положении головы и тела мешают правильным движениям при письме. Важно исключить все лишние движения: непроизвольные вздрагивания кисти рук и пальцев, поддавание левой рукой кисти правой при каждом написании точки и др.в) Знакомство с письменным прибором Брайля, грифелем, тетрадью.Далее знакомим детей с письменным прибором Брайля, грифелем, бумагой для точечного письма. Учим, правильно употреблять и хранить письменный прибор, держать грифель (грифель при письме держать перпендикулярно к прибору). Необходим точный подбор грифеля для письма, т.к. неудачно подобранный грифель может повредить руку. Рукоятка грифеля должна быть трапециевидной формы, чтобы оказывать наименьшее давление на пальцы.Только первое время нужно писать на листах, а в последующем приучать к письму в тетрадях (страниц не более 12).С первого класса учим детей правильно вкладывать бумагу в прибор, максимально использовать место, производя расчет клеток для правильного переноса слов, расположения заголовков.Букварный период. а) Развитие сохранных органов чувств.Начиная с буквенного периода, проводим упражнения, направленные на развитие сохранных органов чувств.Фонематический слух детей развивается в процессе внимательного слушания обращённой к ним речи учителя, устного членения речи на её составные элементы.Для развития остаточного зрения обучающихся полезно упражнять в определении цвета и формы различных предметов, приучать к восприятию ярких картинок, отчётливых рисунков.Для развития координации точных и правильных движений, учим детейсамостоятельно ориентироваться в помещении, обследовать предметы при помощи осязания и остаточного зрения. Для подготовки руки ребёнка кчтению и письму, учим детей, ориентироваться на письменном приборе, знакомим с элементами букв.б) Прибор «Брайлевское шеститочие».Нумерацией точек при письме и чтении дети овладевают с помощью колодки, изображающей шеститочие посредством выдвижных штифтов (двойной Брайлевский пенал), модели увеличенного шеститочия, кубика с вращающимися частями и т.д. на основе этих тифлосредств знакомим детей с зеркальностью письма по Брайлю.При ознакомлении учеников с шеститочием ориентировочное представление о нём дает построение обучающихся в колонны по 3 пары, можно на парте выставлять фишки в определенном порядке.Прибор «Брайлевское шеститочие» предназначен для начального обучения слабовидящих и незрячих людей чтению и письму по Брайлю. Он позволяет в домашних условиях подготовить ребенка к успешному овладению грамотой.Прибор «Брайлевское шеститочие» представляет собой пластмассовый прямоугольник, в середине которого имеется клеточка. Один угол колодки срезан, что позволяет ученику устанавливать прибор в правильное положение как при написании /срезанный угол прибора должен находиться справа вверху/, так и при прочтении каждой отдельной буквы /срезанный угол - слева вверху/. На обратной стороне прибора находятся небольшие выступы, на которых стоит прибор при письме. Пространство, образующееся между столом и колодкой, не препятствуют появлению буквы, выдавливаемой грифелем со стороны клетки. Размер этой клеточки соответствует размеру клетки обычного прибора для письма для слепых. Внутри клетки имеется шесть расположенных в два ряда штырьков (гвоздиков).Положив прибор перед собой, нажимая грифелем на гвоздики, ребенок может вытеснить любую букву брайлевской системы. Гвоздики выступают на обратной стороне прибора в виде точек. Перевернув прибор можно легко и быстро ощупать эти точки. Чтобы набрать другую букву, надо убрать прежнюю. Для этого нужно нажать на точки ручкой грифеля, после чего гвоздики вернутся на свои места.Написание грифелем на приборе любой брайлевской буквы и возможность её немедленного прочтения на обратной стороне прибора создаёт благоприятные условия для понимания детьми принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля.Возможность непосредственного осязательного контроля за комбинированием точек позволяет каждому ученику довольно быстро освоить способ составления изученных брайлевских букв и превращенияодной буквы в другую при их накалывании и затирании.в) Брайлевская строка(колодка).При знакомстве с базовым шеститочием, с нумерацией точек, со свойствами зеркальности знаков при чтении и письме по системе Брайля на начальном этапе эффективно использовать брайлевскую строку /разборную азбуку/, которая представляет собой деревянную колодку с 10 клетками-прямоугольниками, каждая из которых имеет по 6 отверстий, соответствующих брайлевскому шеститочию. Если в каждое отверстие клетки колодки вставить штифт (пластиковый гвоздик), то мы получим увеличенную модель шеститочия.Обучающиеся набирают разные комбинации точек и указывают местоположение каждой из них. Количество аналогичных упражнений определяется индивидуальными особенностями обучающихся. Увеличенный размер шеститочия и составляемых его элементов букв облегчает их восприятие нетренированным осязанием обучающихся, что особенно важно впервоначальный период обучения грамоте. Такое шеститочие отчетливо воспринимается незрячими обучающимися с недостаточно развитым осязанием. Упражнения в чтении увеличенных букв способствуют их осознанному восприятию и более успешному переходу к чтению и письму шрифтом обычного размера.г) Кубик-буква.Затем обучающиеся знакомятся и работают с кубиком-буквой. Этотприбор представляет собой кубик, состоящий из 3- х крутящихся одинаковых квадратов. На одной стороне каждого квадрата имеются две точки, на двух других по одной точке и на оставшейся стороне нет ни одной точки. Учитель предлагает обучающимся обследовать прибор, выясняютсяего особенности, затем самостоятельно обучающиеся составляют на приборе шеститочие. При изучении букв данный прибор используется для закрепления навыка чтения и письма определённых букв, особенно зеркальных. Кроме этого, поворачивая квадраты нужной гранью, можно составить любой знак по системе Брайля.д) «Рассыпная азбука».Изучать шеститочие, буквы в системе Брайля можно на тифлоприборе«Рассыпная азбука», которая представляет собой коробку с ячейками. В каждой ячейке имеется набор металлических пластинок с изображёнными на них буквами. Каждая пластинка снабжена прорезью. Правильное положение пластинки с буквой определяется прорезью вниз. Этот ориентир помогает и в различении «зеркальных» букв.Упражнения с буквами тифлоприбора содействует более осознанному и быстрому формированию целостного образа брайлевских букв, что, в свою очередь, ускоряет их узнавание при чтении и воспроизведении при письме.е) «Прибор прямого чтения».На занятиях по изучению рельефно-точечного шрифта Брайля целесообразно использовать «Прибор прямого чтения».Прибор состоит из двух частей: правая часть предназначена для письма, а левая для чтения. Правая имитирует письменный прибор и предназначается для записи текстовгрифелем. Каждое поле имеет по 10 строк, каждая строка - по 16 клеток. Бумага для письма в этом приборе не требуется. После каждого нажатия грифелем в клетке поля для письма появляются соответствующие точки на поле для чтения. Это происходит потому, что при письме под грифелем находится конец металлической проволоки, другой конец которой под давлением грифеля выступает в виде рельефной точки, буквы, цифры на поле чтения.Преимущество этого прибора в том, что для проверки написанного данный прибор экономит время, так как работающий с ним сразу может прочитать написанный текст. Чтобы стереть текст, достаточно провести по точкам грифелем. Под воздействием грифеля точки выдавливаются в поле чтения и оно становится чистым.«Прибор прямого чтения» предназначен не для длительного хранения информации, а для черновой работы. Поэтому в учебном процессе он не может полностью заменить обычный прибор для письма. Однако, в ряде случаев «Прибор прямого чтения» может найти широкое применение в практике обучения слабовидящих и незрячих. Например, возможность прочтения букв, слогов, слов сразу после их написания создаёт благоприятные условия для понимания принципа зеркальности чтения и письма по системе Брайля, так как при этом образуются отчётливые представления о различии пространственного положения одних и тех же букв при их написании и прочтении. Наглядное восприятие (чтение) только что написанной учеником буквы облегчает и ускоряет процессформирования целостного образа этой буквы и развивает умение сознательно анализировать и синтезировать (при письме) составляющие её элементы (определять места, нумерацию и соотношения точек в буквах).Возможность непосредственного контролирования своих записей повышает осознанность выполняемого упражнения и позволяет ученику быстро находить и исправлять допущенные им ошибки.Выполнение упражнений на этом приборе стимулирует развитие навыка грамотного письма, что позволяет прочитать написанную букву, слог, слово, предложение сразу же после их написания.ж) Письмо по брайлевскому прибору.Для письма по системе Брайля необходимы: брайлевский прибор для письма, грифель, бумага.Прибор для письма представляет собой две прямоугольные пластины, соединенные шарниром. Верхняя пластина представляет собой решётку изпрямоугольных клеток. На нижней пластине под каждой клеткой имеется шесть углублений - шеститочие. Между пластинами прибора закладывается лист бумаги для письма, который закрепляется с помощью четырёх штифтов, имеющихся на верхних и нижних краях прибора. Чаще всего используются приборы на 18 строк. В каждой строке такого прибора содержится 24 клетки. Имеются и другие модификации приборов.Грифель для письма по Брайлю предназначен для записи текстов рельефно-точечным шрифтом и представляет собой острый металлический стержень с пластмассовой рукояткой.Послебукварный период. а) Приемы чтения и письма по Брайлю.Постепенно дети овладевают процессом письма по системе Брайля. Ориентировка по строчке и клетке облегчается продвижением по строке пальцев левой руки перед грифелем, который держится правой рукой. Пальцы левой руки контролируют движение грифеля внутри клетки и указывают на направление вдоль строки. В письме принимают участие обе руки. Указательный палец левой руки помогает ориентироваться в клетке и находить соседнюю клетку. При письме точек в буквах нужно соблюдать определённую последовательность (движение по часовой стрелке внутри клетки, начиная с первой верхней точки).Чтение по Брайлю проводится двумя руками. Важно использовать правильные приёмы при чтении. Двурукое чтение с использованием всех пальцев, расширяет поле восприятия, делает чтение непрерывным. Пальцы рук двигаются по строке слева направо. Недопустима вибрация рук и движение пальцев по буквам сверху вниз. Руки ребёнка должны двигаться спокойно, без нажима на точки. Прикосновение кончиков пальцев к букве должно быть полным, достаточным по продолжительности. Пальцы по отношению к поверхности страницы держатся горизонтально. Правая рука движется впереди левой руки. На середине строки руки ученика расходятся. Правой рукой строка дочитывается до конца, а следующая строчка отыскивается левой рукой. Этой же рукой прочитывается часть первого слова, затем правая рука становится рядом с левой и чтение строки продолжается двумя руками. Тело, голова и ноги должны быть неподвижными.Важно упражнять детей в чтении небольшого отрывка текста каждой рукой отдельно. Следить, чтобы дети с остаточным зрением читали только руками, а не глазами, т. к. это отрицательно сказывается на состоянии зрения. В конце букварного периода необходимо учить детей читать грифелем написанный текст. Это даёт возможность учителю контролировать письмоучащихся.В буквенный период нужно обучать детей списыванию с книги слов и предложений. Текст на письменном приборе записывается двумя руками. Ученики читают текст левой рукой, правая рука находится на письменном приборе. Прочитанное левой рукой запоминается, рука возвращается на прибор, и письмо продолжается при участии обеих рук. Нельзя допускать побуквенного копирования, т. е. одновременного чтения левой рукой и записи правой рукой. Во время чтения и письма по Брайлю, ученик не должен вставать для ответа, чтобы не терять то место, на котором остановился.б) Трудности при обучении учащихся чтению и письму по системе Брайля.Исходя из личного опыта обучения письму и чтению по системе Л.Брайля, я выявила ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при чтении рельефно-точечного шрифта и работе с тифлоприборами для письма по Брайлю:соблюдать строку при письме на приборе; попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме; ориентироваться на приборе для письма; письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с- ш, т- ю, у-м, ъ-ь); "переколы"; "недоколы"; делать пропуски между словами при письме; ориентироваться в числе клеточек при переносе; ориентироваться в учебнике, находить задание; зеркальная направленность письма и чтения; различать знаки препинания и буквы при чтении; проверять грифелем написанное; находить ошибки; исправлять ошибки при письме. в) Рекомендации по преодолению трудностей обучения.С учётом данных трудностей обучения письму и чтению по системе Л.Брайля мной разработаны рекомендации по их преодолению:В результате чёткой, кропотливой, целенаправленной работы незрячие и слабовидящие дети к концу обучения грамоте овладевают сознательным, правильным и плавным чтением слов и коротких предложений, научатся списать и записать под диктовку короткие тексты.Список литературы.
