Публикации «Просвещение родителей, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Просвещение родителей, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»
Автор: Фомина Юлия Андреевна

«Просвещение родителей, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира» А. С. МакаренкоСовременное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими социальные и психологические аспекты жизни семьи. Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, остается в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения.Сегодняшняя ситуация потребовала начать поиск новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Поэтому разнообразные формы педагогического просвещения родителей дошкольников должны быть взаимосвязаны и представлять единую систему, предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, и в большей степени с практикой работы с детьми.Просвещение родителей — актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений, так как роль семьи в воспитании и образовании детей постоянно растёт, это процесс информирования родителей об особенностях развития личности ребёнка и способах взаимодействия с ним. В современном мире необходимо учить родителей быть родителями. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к образованию, совместно искать пути решения возникающих проблем.Исходя из многообразия видов семей с детьми в современной России, тематика и формы работы в системе родительского просвещения должны дополняться специальными темами, содержащими знания для родителей детей-инвалидов, детей с девиантным поведением, приемных родителей и других категорий.Для организации системы родительского просвещения должен быть составлен план мероприятий, в котором следует предусмотреть:- мероприятия по выявлению имеющихся практик, пропаганде и тиражированию лучшего имеющегося опыта организации работы по просвещению родителей;- мероприятия, направленные на разработку и издание комплексного методического обеспечения, которое включает учебные пособия по самообразованию для родителей;- организационные мероприятия (презентации, выставки, конференции, иные массовые мероприятия, направленные на позиционирование лучшего опыта);- мероприятия, направленные на мониторинг и контроль организации работы.Некоторые формы и методы просвещения компетентности родителей:Родительские чтения. Родители изучают литературу, касающуюся конкретных проблем в воспитании ребёнка. Затем полученная информация обсуждается, и определяются возможные варианты её применения на практике.Ролевые игры. Эффективный метод педагогического просвещения родителей, который помогает лучше понять чувства ребёнка в процессе воспитательных действий, а также развить эмпатию и улучшить коммуникативные навыки.Деловые игры. Способ педагогического просвещения родителей, целью которого является моделирование различных управленческих и производственных ситуаций.Нетворкинг. Участие в различных мероприятиях и социальных событиях помогает родителям расширить свой круг общения, обменяться опытом с воспитателями и педагогами.Педагогические лектории. Это форма педагогического просвещения, направленная на расширение и закрепление знаний родителей по различным вопросам воспитания детей.Родительские собрания. Цель — ознакомление родителей с содержанием, методами и задачами воспитания детей в семье и в условиях детского сада.Групповые конференции. Могут иметь научно-практический и теоретический характер и предусматривают участие специалистов по работе с детьми, работников из городского отдела образования, медицинских работников.Практикумы, мастер-классы, тренинги. Цель — помощь родителям в выработке педагогических умений по развитию и воспитанию детей, в решении на практике возможных педагогических проблем, возникающих во взаимодействии с ребёнком.Семинары и консультации. Консультация может проводиться в группе родителей, которым интересна общая тема, или индивидуально. Основная цель — помощь в решении проблемных вопросов.«Круглый стол». Обсуждение актуальных проблем в воспитании детей в свободной форме, с учётом пожеланий и актуальных потребностей родителей и применением принципов партнёрского взаимодействия.Вовлечение семьи в образовательный процесс. Например, через управляющий совет, образовательные проекты, трудовую, конкурсную, досуговую деятельность, акции.Использование информационных технологий. Информационные ресурсы и сетевые технологии позволяют использовать их в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.Для оценки эффективности просвещения родителей можно использовать следующие методы:Количественный подсчёт. Например, количество родителей, принимавших участие в просветительских мероприятиях, или доля родителей, давших обратную связь по результатам участия (вопросы, отзывы, запрос на индивидуальное консультирование, обращение за помощью к специалистам и т. п.).Тестирование. Можно проводить тестирование состояния участников до и после участия в программе. Также можно измерять долю родителей, уверенных в том, что они смогут оптимально распорядиться полученными знаниями.Опрос. Можно спрашивать участников, были ли просветительские программы для них полезны. Также можно проводить шкалированную оценку того, насколько полезна информация.Анализ активности родителей. Это может быть активность непосредственная и отсроченная: вопросы, запрос на индивидуальное консультирование, заявки на дополнительные мероприятия, посвящённые конкретным проблемам и актуальным для родителей темам.Отзывы. В них можно просить родителей оценить степень их удовлетворённости содержанием программ, организацией и качеством их проведения, доступностью и практической полезностью, а также рассказать, какие изменения в их жизни произошли в результате участия в таких программах, высказать пожелания и запросы.Один из примеров успешной программы просвещения родителей — клуб родительского просвещения «Наш малыш». В рамках клуба проводятся различные мероприятия, такие как групповые собрания, выставки детско-родительских работ, индивидуальные консультации, семинары-практикумы и другие.  Данная форма просветительской работы с родителями дает положительные результаты:- у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей;- изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, вырос уровень их педагогических интересов и знаний;- родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;- вырос уровень активности родителей: они стали чаще посещать мероприятия по педагогическому просвещению, участвовать в конкурсах, досугах, праздниках, выставках и проектах.Наряду с положительными тенденциями при реализации программ просвещения родителей, возникают некоторые проблемы:Самоустранение родителей от решения вопросов воспитания детей. Некоторые родители, занятые повседневными заботами, воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий.Низкая компетентность родителей в развитии и воспитании детей. Родители могут быть неуверенны в своих возможностях, не находить достаточно свободного времени для занятий с детьми дома.Недостаточность традиционных форм работы. Лектории, праздники, спортивные мероприятия и родительские собрания могут быть недостаточными для эффективного сотрудничества между родителями, детьми и педагогами.Отсутствие доверия родителей к профессионализму педагогов. Без доверия сложно выстроить оптимальное взаимодействие между участниками образовательного процесса.Необходимость индивидуально-дифференцированного подхода. Он позволяет освещать общие актуальные проблемы воспитания детей в современных семьях и выделенные трудности конкретных семей воспитанников.Для преодоления этих и других проблем необходимо учитывать потребности всех участников образовательного процесса, строить взаимодействие на принципах ориентации на актуальные для родителей проблемы, учёта социальных, образовательных, временных ресурсов семьи и личного опыта родителей.
-