Публикации Особенности мотивации к занятиям спортом у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности мотивации к занятиям спортом у младших школьников
Автор: Губарь Кристина Евгеньевна

Особенности мотивации к занятиям спортом у младших школьников.Губарь Кристина Евгеньевна.Студент, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»Аннотация: статья посвящена вопросам физического воспитания, которое рассматривается как важнейший элемент системы образования и социализации личности. Рассматриваются цели и задачи физического воспитания, направленные на развитие физических качеств, укрепление здоровья и формирование позитивных личностных характеристик. Описаны формы организации занятий, включая школьные уроки, секционные занятия и самостоятельные тренировки. Подчеркнута значимость регулярного участия в физической активности для поддержания высокого уровня жизненной энергии, повышения сопротивляемости организма заболеваниям и улучшения качества жизни. Статья также обращает внимание на необходимость комплексного подхода к формированию здорового образа жизни среди населения разных возрастных групп.Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, мотивация,спорт, физические качества, школа, дисциплина, морально-волевые качества, образовательная система, спортивные секции. Актуальность: проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей современной образовательной системы. Недостаточная мотивация учащихся к регулярным физическим нагрузкам негативно сказывается на общем уровне здоровья и снижает социальную адаптацию молодых людей. Цель исследования: разработка эффективных методов и подходов, способствующих повышению интереса и вовлеченности школьников в физическую активность и занятия спортом. Проблема исследования: низкий уровень заинтересованности детей младшего школьного возраста в занятиях физической культурой и спортом, недостаточное понимание родителями значимости регулярных тренировок и отсутствие четких методик мотивации учеников к активному образу жизни. Физическое воспитание — это систематический процесс формирования двигательных навыков, укрепления здоровья, развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации) и воспитания моральных качеств посредством физической активности и спорта. Оно включает занятия физкультурой, спортом, играми и упражнениями, направленными на повышение уровня физического состояния организма и улучшение общего самочувствия. Основные цели физического воспитания: укрепление здоровья и профилактика заболеваний, развитие физических способностей и укрепление мускулатуры, формирование правильной осанки и двигательной культуры, повышение работоспособности и общей устойчивости организма. воспитание волевых качеств, дисциплины и коллективизма.Формы организации физического воспитания разнообразны: уроки физкультуры в учебных заведениях, секции спортивных клубов, самостоятельные тренировки, спортивные мероприятия и соревнования. Физическое воспитание играет важную роль в формировании здорового образа жизни и способствует гармоничному развитию личности. Физическое воспитание играет ключевую роль в общем образовательном процессе младших школьников. Оно оказывает значительное воздействие на здоровье, развитие умственных способностей и психологическое благополучие ребёнка. Одним из важнейших вопросов остаётся проблема поддержания мотивации к занятию спортом у детей младшего школьного возраста. Именно этот аспект определяет желание ребёнка регулярно посещать тренировки и успешно развиваться физически.Рассмотрим теоретические основы изучения мотивации младших школьников.Вопрос мотивации традиционно привлекает внимание исследователей психологии и педагогики. Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих направленность и интенсивность действий индивида, включая стремление достичь определённой цели. Особенно важна эта категория применительно к детям младшего школьного возраста, поскольку от уровня сформированности мотивации зависит успешность включения ребёнка в учебные процессы и социально-культурную жизнь. Для младших школьников характерны следующие виды мотивации:Внешняя мотивация («надо, потому что сказали родители») характеризуется ориентацией на внешние оценки и поощрения. Она чаще всего наблюдается в начальном периоде приобщения ребёнка к занятиям спортом.Внутренняя мотивация («хочу играть и побеждать») основывается на собственном желании получать удовольствие от процесса занятий и достижений в нём. Этот вид мотивации постепенно формируется у детей и обеспечивает устойчивый интерес к физической активности.Помимо этого существуют факторы, влияющие на мотивацию младших школьников к занятиям спортом. Рассмотрим ключевые группы факторов, оказывающих влияние на детскую мотивацию к занятиям спортом:1. Семейные факторы. Семья оказывает решающее влияние на отношение ребёнка к физической культуре. Если родители сами ведут активный образ жизни, поддерживают интерес ребёнка к спорту и участвуют в совместных играх, ребёнок с большей вероятностью проявит устойчивое желание заниматься спортом. Напротив, негативное отношение родителей к спорту, отсутствие личного примера и недостаток поддержки негативно сказываются на мотивации ребёнка.2. Педагогические факторы. От качества преподавания физкультуры и организованных спортивных мероприятий существенно зависят уровни притяжательности спорта для ребёнка. Положительное впечатление от первых шагов в спорте закладывается грамотной работой тренера или учителя физкультуры, правильным выбором формы подачи материала и созданием доброжелательной атмосферы на занятиях.3. Социальные факторы. Дружба и взаимодействие с одноклассниками и друзьями также влияют на мотивы ребёнка. Общение со сверстниками в команде укрепляет мотивацию, формирует чувство принадлежности к группе и развивает потребность в достижениях.4. Эмоциональный компонент. Радость победы, положительные эмоции от игры и занятий формируют внутреннюю мотивацию ребёнка. Нравится ребёнку игра или занятие спортом, значит, велика вероятность сохранения стабильного интереса к этому виду деятельности.Существуют практические рекомендации по поддержке мотивации младших школьников к занятиям спортом. Исходя из проведённого анализа, сформулируем ряд предложений, направленных на поддержание мотивации младших школьников к занятиям спортом: Создание положительных эмоций на занятиях физической культурой. Использование игровых элементов, разнообразие заданий, наличие соревновательных моментов стимулирует мотивацию детей.Регулярное общение с семьёй ребёнка. Родители должны поддерживать активное участие ребёнка в спортивных секциях и демонстрировать личный пример активной жизненной позиции.Организация внутриклассных соревнований и фестивалей спорта. Это создаёт атмосферу праздника, радости и удовлетворения, что положительно влияет на привлечение и удержание детей в спортивных кружках.Индивидуализация подхода к каждому ребёнку. Необходимо учесть индивидуальные предпочтения каждого ребёнка, его характер и способности, формировать личную программу мотивации.Формирование у детей понимания важности физической активности для общего благополучия и хорошего самочувствия.Из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что обеспечение высокого уровня мотивации младших школьников к занятиям спортом требует комплексного подхода. В центре внимания должно находиться создание комфортных условий для начала занятий, постепенное формирование внутреннего стремления к физической активности и постоянная поддержка усилий ребёнка со стороны окружающих. Поддерживая мотивацию на ранних этапах, мы можем заложить фундамент для гармоничного развития ребёнка, укрепления его здоровья и успешности в будущем.Список литературы:1. Коротаева А. И. Мотивация занятий спортом младших школьников. // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №76-1. – Режим доступа: (дата обращения: 23.09.2025).2. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2008. – №10. – Режим доступа: (дата обращения: 23.09.2025).3. Потёмкина Е. И. Физическое воспитание в семье // E-Scio. – 2023. – №1 (76). – Режим доступа: (дата обращения: 06.04.2024).4. Камбаров А. Э. Формирование здорового образа жизни у учащейся молодёжи – основа благополучия в обществе // European Science. – 2020. – №3. – Режим доступа: nova-blagopoluchiya-v-obschestve-1 (дата обращения: 03.04.2024).5. Юревич И. В. Социализация детей школьного возраста в процессе спортивно-досуговой деятельности // Система ценностей современного общества. – 2010. – №15. – Режим доступа: sse-sportivno-dosugovoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.04.2024).
-