Публикации
Элективный курс по русскому языку для 10 класса «Текст: от замысла к созданию»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элективный курс по русскому языку для 10 класса «Текст: от замысла к созданию»
Автор: Данилина Галина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элективный курс по русскому языку для 10 класса «Текст: от замысла к созданию»
Автор: Данилина Галина Михайловна
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку для 10 класса «Текст: от замысла к созданию» Пояснительная записка1. Общая характеристика программы.Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку среднего общего образования и программы под редакцией А.И.Власенкова , Л.М.Рыбченковой , Н.А.Николина . Программы общеобразовательных учреждений.10-11 классы. Москва. «Просвещение»2011г.Предметная линия учебников А.И.Власенкова ,Л.М. Рыбченковой .Учебник: А.И Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык 10-11 классы . Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2015г.2.Общая характеристика учебного предметаНаучить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Текст. Теория и практика». Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения. Тексты, представленные для работы и анализа, обладают актуальной тематикой, особенной эстетичностью, экспрессивностью и оригинальностью. Поэтому элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучениярусскому языку. 3.Цели и задачи изучаемого предмета.Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.Задачи курса:Развитие коммуникативных и лингвистических компетенции обучающихся; Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания; Формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения; Овладение нормами русского литературного языка; Обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; Развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию, речемыслительного потенциала выпускника; Формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста; Обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ; Воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова, а также личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры. 4. Место учебного предмета в учебном плане.Согласно Учебного плана МОУ Прасковьинская СШ на 2025- 2026 учебный год на изучение элективного курса по русскому языку 10 классе отводится–34 часа, 2 часа в неделю Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер.Учебно-методическое обеспечение: таблицы, тексты.5.Содержание учебного предмета, учебный план.Введение (3 ч.)Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки и сочинения-рассуждения.Анализ образцов ученических сочинений с самостоятельным оцениваем работ по критериям.Языковые нормы (3 ч.)Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.Текст (6 ч.)Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.Функционально-смысловые типы речи (7 ч.)Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. Анализ готовых текстов.Функциональные стили речи (4 ч.)Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.Изобразительно-выразительные средства языка (7 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.Коммуникативная компетенция (38 ч.)Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.Данный элективный курс реализует межпредметные связи с историей, литературой, МХК, требует логического мышления, аналитических и синтетических навыков. Внутрипредметные связи заключаются в неразрывном единстве всех разделов лингвистики ( синтаксис, орфография, морфология ) при написании сочинений – рассуждений и анализе текстов.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН6.Планируемые результаты изучения учебного предмета.Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать:теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;уметь применять такие коммуникативные умения как умение:Интерпретировать содержание исходного текста; Последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; Выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; Создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С; Анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. владеть:Коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.Формы контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки.Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях: 1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); 2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ: сочинения- рассуждения); 3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями и критериями оценивания: соответствие форме, структуре, требованиям к отбору лексических, грамматических и синтаксических норм.Критерии эффективности реализации программы заключаются в выполнении учащимися творческих работ – сочинений рассуждений на различные темы (в зависимости от предложенного текста). Система оценивания:При оценке сочинений-рассуждений и творческих работ обучающихся следует руководствоваться критериями оценивания задания ответа на задание «С» ЕГЭ по русскому языку 2025 года, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Максимальное количество баллов – 23.При оценке презентаций поисково-исследовательских работ следует использовать систему «зачёт» / «незачёт» (более 50 % баллов – «зачет», менее 50% баллов – «незачет»).В своей работе я применяю различные методы проверки оценки знаний учеников: 1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся (позволяет мне составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков). 2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотнённый. Сущность этого метода заключается в том, что я задаю учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждаю их к ответам. Этот метод является наиболее распространённым при проверке и оценке знаний. В данном элективном курсе устный опрос (беседа) сочетаю с выполнением учениками устных и письменных упражнений. индивидуальный метод позволяет охватить всех учащихся на уроке; фронтальный опрос: расчленяю изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путём проверить знания каждого ученика; уплотнённый опрос: вызываю одного ученика для устного ответа, а трём – четырём учащимся предлагаю дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках), экономлю время на проверку знаний, умений и навыков. Тем самым увеличиваю время для объяснения нового материала. 3. Письменная проверка: позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. 4. Поурочный балл. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала. На уроках электива - это и работа с текстом. 5. Творческие работы. Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы я провожу в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процессаЛитература для учителя:1.Власенкова А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи, М. 2012г.2.Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. М., 20073.Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинения и изложения без репетитора. М., 20094.Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 20105.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке, М. 2010г.6.Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 20097.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М. 2012г. 8. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2014. 9. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014.Литература для ученика:1.Введенская Л.А., Павлова А.Г. Человеческое слово могуче. М., 20092. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическоепособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2013.3.Власенкова А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи, М. 2012г.4.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2012.5.Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. М., 20076.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике. М., 20007.Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., 2010Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2025-2026
