Публикации Детский музыкальный фольклор - как особый жанр детского музыкально-поэтического творчества. История исследования детского музыкального фольклора.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Детский музыкальный фольклор - как особый жанр детского музыкально-поэтического творчества. История исследования детского музыкального фольклора.
Автор: Гладкощёкова Кристина Олеговна

Детский музыкальный фольклор – как особый жанр музыкально-поэтического творчества. История исследования детского музыкального фольклора.Особой областью народного творчества, включающей систему поэтических и музыкально-поэтических жанров является – детский музыкальный фольклор, включающий в себя все виды музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми для детей, а также непосредственно являющийся творчеством самих детей. Долгое время детский фольклор не выделялся в особый раздел фольклористики. Первые собирания, исследования и публикации в России относятся к первой половине XIX века. В течение столетия происходило накопление материала, не претендующего на научное осмысление. В свет выходят известные журналы и газеты: «Учитель», «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Губернские ведомости», «Известия географического общества», «Труды этнографического отдела Известий Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии», «Памятные книжки земств», «Труды губернских архивных комиссий», в которых представлены тексты детских песен, собранных по всей территории России. Однако недостаток таких работ заключался в переработке и изменении традиционного текста.Опора на народное детское творчество, связанна с большим интересом со стороны народной педагогики. Большинство образцов детского фольклора стали использовать в учебной школьной литературе. Начиная с этого времени ученые различных направлений – фольклористы, филологи, этномузыкологи, педагоги, писатели, активно собирают, перерабатывают и издают сборники по детскому фольклору. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.) – русский педагог, философ, психолог, просветитель, историк, этнограф и литературовед, который боролся за русскую национальную систему воспитания, был своего рода народным просветителем. Научная и просветительская деятельность таких ученых как он, способствовала новому этапу развития в педагогической культуре всех народов России. Ушинский считал, что система воспитания подрастающего поколения должна опираться на историю народа, его быт, духовную и материальную культуру. [Е. А. Балашова реферат к кандидатскому экзамену по истории философии и науки на тему: «Детский фольклор (история исследования)», Саратов 2008 г., с. 4].С этого момента начала складываться не только система накопления материала, но и первые попытки его осмысления.В 1868 году публикуется первый сборник детской поэзии, в котором тексты впервые были распределены по жанрам. Это сборник П.А. Бессонова «Детские песни», под редакцией В.Ф. Одоевского. В нем представлено 150 образцов детского фольклора, сопровождающихся комментариями. Но к сожалению, в данном сборнике представлено небольшое количество музыкальных приложений. [Г. Науменко «Русское народное детское музыкальное творчество», с. 7, М. 1988 г.].Однако огромный пласт детского фольклора, собранный на тот момент, не получил должного теоретического и аналитического осмысления. Одно из первых научных изданий по данной теме «Русские народные песни» принадлежит Павлу Васильевичу Шейну и относится к 1870 году. Шейн положил основание систематическому изучению детского фольклора, и указал на разнообразие его видов. Кроме того, его заслуга заключается, прежде всего, в выделении детского фольклора как особой области науки. Учёный предложил классификацию жанров детского фольклора, которая сохранялась вплоть до начала XX века. Так, все песни были разделены на две группы. В первую вошли песни для детей периода младенчества, а во вторую – песни, исполняемые самими детьми. Эту классификацию поддерживали в дальнейшем В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, В.А. Василенко, М.Н. Мельников. Оппонентами идеи выступали Г.С. Виноградов и Н.П. Андреев, считавшие, что к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми. [Е. А. Балашова реферат к кандидатскому экзамену по истории философии и науки на тему: «Детский фольклор (история исследования)», Саратов 2008 г., с. 10, 3].В дореволюционное время записи традиционного детского фольклора носили больше случайный характер. Широкое изучение его началось после 1917 года, получившее своё воплощение в трудах К. И. Чуковского, О. И. Капицы, Г. С. Виноградова.Большую роль сыграла в обобщении детского фольклора О.И. Капица, которая организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд работ, посвященных русскому и зарубежному фольклору. В 1928 году выходит книга «Детский фольклор», явившаяся одной из наиболее плодотворных работ по детскому фольклору.Научную ценность принесла работа К.И. Чуковского, который в своё время собрал ценный материал по детскому фольклору, и на его основе определил жанр «перевертышей».В.П. Аникин выдвинул свою теорию по изучению детского фольклора, заключавшуюся в трех направлениях: историко-генетическое, филологическое и функционально-педагогическое.Достаточно глубокое изучение и осмысление детского музыкального фольклора принадлежит Г.М. Науменко. В своих трудах он делит детский музыкальный фольклор на три группы: календарный, потешный, игровой.Исследования детского фольклора проводились по различным аспектам. В этномузыкологии работы раскрывают проблемы формирования и развития музыкального мышления и системы средств выражения (Э. Е. Алексеев, Г. М. Науменко, Т. И. Калужникова); поднимают проблемы анализа напевов, их ладовой организации, соотношению речевой и музыкальной интонации (Б. В. Асафьев, Т. С. Бершадская, Х. С. Кушнарев, Ф. А. Рубцов, Е. А. Ручьевская); поднимается проблема основных принципов жанровой классификации (Е. В. Гиппиуса, В. В. Коргузалова, Б. Н. Путилова, А. М. Мехнецова, В. М. Щурова), а также принципов жанровой группировки образцов детского фольклора (Г. М. Науменко, О. В. Смирновой и Е. А. Зилотиной, Е. И. Якубовской, А. Н. Мартыновой, Н. Н. Гиляровой, В. В. Головина, С. М. Лойтер, Т. И. Калужниковой) [Редькова Е. С. «Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора (по материалам экспедиций в Псковскую область)», с. 9, 11, 12].В современной фольклористике детский фольклор до сих пор остаётся одной из малоизученных тем.Детский музыкальный фольклор Саратовской области.Собирание и публикация детского фольклора в Саратовском Поволжье также можно отнести к первой половине XIX века. Работы ученых, в которых представлены единичные тексты и непосредственно региональные сборники, подготовленные к изданию филологическим факультетом СГУ на основе этнографических экспедиций 1926-1963-х гг., отражающие детский фольклор в контексте песенного творчества Саратовского Поволжья в целом.В 1848 году издаётся книга А. В. Терещенко «Быт русского народа» в семи томах, в которой широко представлены материалы детского фольклора (тексты колыбельных песен, потешек, описание детских игр).С 1855 по 1863 гг. выходит издание «Народных русских сказок» исследователя А. Н. Афанасьев, куда вошли сюжеты тринадцати саратовских сказок.В 1870 г. саратовский материал пополнил сборник П. В. Шейна «Русские народные песни». [Е. А. Балашова реферат к кандидатскому экзамену по истории философии и науки на тему: «Детский фольклор (история исследования)», Саратов 2008 г., с. 5, 8, 9].В 1917 г. сборник А.М. Смирнова «Великорусские сказки архива русского географического общества» (в 2-х книгах) приводятся тексты двух сказок.В 1937 г. было выпущено в свет первое региональное издание «Сказки Саратовской области», подготовленное к печати Т. М. Акимовой.Вслед за ним, 1946 г. публикуется работа «Фольклор Саратовской области» (составитель Т. М. Акимова), в которой представлены тексты колыбельных, песен о жаворонке, «тутушкальных», песен-игр, песен-прибауток, считалок, загадок, сказок.В 1969 г. выходит сборник «Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья», в котором также представлены материалы детского фольклора.Термин «детский фольклор» был введен в научный обиход в 1920-х годах, ученым и исследователем русского детского фольклора Г.С. Виноградовым, который принципиально поставил вопрос о целостном изучении детского быта. Однако на современном этапе понятие детский фольклор не имеет конкретных границ и существует несколько точек зрения относительно данного термина, большинство ученых расходятся во мнениях, что же всё таки является детским фольклором.Одни считают, что детский фольклор - это фольклор, исполняемый детьми, другие – что это фольклор исполняемый взрослыми для детей (так называемая поэзия пестования). Серьезный интерес ученных относительно детского фольклора, позволил изучить его во всех аспектах.Сам Г.С. Виноградов выдвигал такую теорию, фольклор, исполняемый взрослыми для детей в первые годы жизни не является детским, это так называемое творчество матери, пестуньи. Отсюда и сам термин материнский фольклор или поэзия пестования. Этнографический контекст бытования поэзии пестования. Традиционно был развит институт нянек. Няньками становились старшие девочки в семье или из-за их отсутствия няньки привлекались со стороны. Няньками работали и опытные взрослые женщины, в дом, где они работали, приводили детей с двух, трех семей. Однако во многих семьях няньками были пожилые люди – бабушки и дедушки.Классификация жаровой системы материнского фольклора. Поэзия пестования вбирает в себя несколько жанров: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки.Колыбельные песни относятся к архаичным жанрам обрядового фольклора [Пашина]. Колыбельная песня необходима для безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, дает первичный запас слов, знакомит с окружающим миром. Как правило, их тексты носят – повествовательный и воспитательный характер.Пестушки (по словарю Даля) – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, хидить за ним [Даль, с. ]. В пестушках заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. Пестушки кратки и не всегда рифмованы.Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Многие потешки близки колыбельным песням, но характер их исполнения и бытовое назначение совершенно иные. Если мотив колыбельной успокаивает ребенка, то потешка должна развеселить, потешить, позабавить ребенка. Потешка сопровождается игровыми действиями и несет необходимую информацию.Прибаутки. Прибаутками принято обозначать «смешной рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический характер». В детском фольклоре под этим названием объединяли стишки-песенки, которые развлекали или потешали детей. От потешек прибаутки отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями.Сюжетно-поэтическое содержание текстов. Тексты песен можно разбить на группы, согласно их сюжетно-поэтическим особенностям:
  • пугания-предупреждения (Придет серенький волчок и утащит за бочок);
  • призыва успокоителей (Серенькая кошечка, села на окошечко);
  • колыбели (Ложися в середычке, в золотой пеленычке);
  • кормления-угожения (А ладушки, ладушки);
  • качания (Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки);
  • одаривания (Катки, Людки, поедим к Анютке);
  • семьи (Качи, баю, зазыбаю, отец пошел за рыбаю).
  • В настоящее время огромное внимание уделяется возрождению национальных традиций нашей страны. В 2018 году президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации». Основной идеей которого является воспитание подрастающего поколения, посредствам изучения своей родной культуры.Патриотическое воспитание, прививание любви к национальному фольклору должна закладываться с самых ранних лет становления человека, как будущего гражданина своей страны. Именно выделение детского фольклора, как отдельного направления музыкально-поэтического творчества, чрезвычайно важно для воспитания гармонично-развитой личности.Детский музыкально-поэтический фольклор имеет свою жанровую классификацию, изучение которой было положено в начале 19 века и активно развивается в настоящее время.
    -