Публикации Стратегии и методы профилактики девиантного поведения в молодежной среде: комплексный анализ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Стратегии и методы профилактики девиантного поведения в молодежной среде: комплексный анализ
Автор: Гудумак Ангелина Александровна

СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗГудумак Ангелина АлександровнаСтудент, Амурский государственный университет,Россия, г. БлаговещенскАННОТАЦИЯСтатья посвящена комплексному анализу проблемы профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Рассматриваются теоретические основы девиантологии, детально классифицируются ключевые факторы риска (личностные, семейные, социально-педагогические, макросоциальные). Основное внимание уделяется системной модели многоуровневой профилактики, раскрывается содержание и специфика деятельности на общесоциальном, первичном, вторичном и третичном уровнях. Особый акцент делается на практических аспектах работы образовательных учреждений и роли студенческого сообщества как ключевого агента позитивного влияния. Доказывается, что эффективная профилактика возможна только при интеграции усилий всех социальных институтов.Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, аддикция, профилактика, уровни профилактики, молодежь, группа риска, семья, образовательная среда, программа "равный-равному", социально-психологическое сопровождение.ВведениеСовременное российское общество, находясь в состоянии динамичной трансформации, сталкивается с целым рядом социальных вызовов, одним из которых является рост отклоняющегося поведения среди молодого поколения. Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) понимается как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.Проявления девиаций многолики: от относительно мягких форм (курение, агрессивное поведение, игровая зависимость) до тяжелых и общественно опасных (алкоголизм, наркомания, делинквентное и криминальное поведение). Актуальность темы обусловлена не только масштабом наносимого ущерба, но и тем, что молодежь является наиболее уязвимой группой, чье мировоззрение и система ценностей только формируются, что делает ее восприимчивой к негативным влияниям.Целью данной статьи является анализ и синтез современных научных взглядов на проблему профилактики девиантного поведения, а также разработка комплексной модели профилактической деятельности, интегрирующей усилия основных социальных институтов. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
  • Проанализировать и классифицировать основные детерминанты девиантного поведения.
  • Раскрыть сущность и содержание многоуровневого подхода к профилактике.
  • Конкретизировать направления и методы работы на каждом уровне с акцентом на деятельность образовательных учреждений и студенческого сообщества.
  • 1. Теоретико-методологические основы понимания девиантного поведения и его детерминацииПрежде чем говорить о профилактике, необходимо понять природу и причины явления. В науке сформировались несколько ключевых подходов к объяснению девиаций:Биологический подход (Ч. Ломброзо, У. Шелдон) связывает склонность к отклонениям с определенными физическими конституциями или генетическими предрасположенностями. Хотя крайности этого подхода критикуются, современные исследования подтверждают роль темперамента и особенностей нервной системы в формировании поведенческих стратегий.Психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер) объясняет девиации внутренними конфликтами, фрустрацией базовых потребностей, неразвитостью структур личности (например, слабым «Сверх-Я» по Фрейду) или механизмами психологической защиты.Социологический подход является наиболее продуктивным для анализа профилактики. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) объясняет девиацию разрывом между культурно одобряемыми целями общества (успех, богатство) и легитимными средствами их достижения, доступными для всех слоев населения. Теория стигматизации (Г. Беккер) акцентирует внимание на том, что девиантом человека делает общество, навешивая на него соответствующий ярлык.На практике девиантное поведение является результатом сложного переплетения факторов риска и факторов защиты.Факторы риска можно сгруппировать следующим образом:
  • Индивидуально-психологические: низкая самооценка, импульсивность, неустойчивость к стрессу, несформированность жизненных целей, склонность к рискованному поведению, инфантилизм.
  • Семейные: конфликтные или дисфункциональные отношения в семье, гиперопека или эмоциональное отвержение, безнадзорность, алкоголизация родителей, низкий социально-экономический статус семьи.
  • Социально-педагогические: неблагоприятный школьный/вузовский климат, низкий воспитательный потенциал образовательного учреждения, дидактогении (психологические травмы, вызванные действиями педагога), негативное влияние peer-группы (буллинг, давление сверстников).
  • Макросоциальные: социальное неравенство, кризис ценностей, пропаганда культа потребления и гедонизма в СМИ, нормализация девиантных образцов в интернет-среде, доступность ПАВ.
  • Факторы защиты — это условия, повышающие резистентность личности к негативным влияниям: поддержка семьи, прочные эмоциональные связи со значимыми взрослыми, принятие социальных норм, успешность в учебе или хобби, позитивная самооценка, развитые навыки решения проблем.Таким образом, задача профилактики — не просто бороться с рисками, а целенаправленно укреплять факторы защиты.2. Многоуровневая система профилактики: содержание и методыМировой и отечественный опыт показывает, что наиболее эффективной является системная модель, реализуемая на трех взаимосвязанных уровнях: первичном, вторичном и третичном. Важно отметить, что эта система функционирует в рамках определенной общесоциальной политики.2.1. Общесоциальный уровень (макроуровень)Это фундамент, на котором строятся все остальные усилия. Его задача — создание правового, экономического и культурного поля, минимизирующего причины девиаций.Государственная политика: разработка и финансирование федеральных и региональных программ по поддержке семьи, молодежной политики, спорта и культуры (например, национальные проекты "Образование", "Демография"). Сюда же относится законодательное регулирование: ограничение рекламы алкоголя и табака, кибербезопасность, ювенальные технологии в правосудии.Информационная политика: пропаганда через СМИ и социальные сети ценностей здорового образа жизни, семьи, профессионального и личностного успеха, достигаемого законными способами.2.2. Первичная профилактика (универсальная)Направлена на всю целевую группу (всех студентов и школьников) с целью предупредить возникновение проблем. Это самый массовый и экономически выгодный уровень.Роль образовательного учреждения (школа, колледж, вуз) является ключевой:Формирование позитивной воспитательной среды: создание атмосферы доверия, уважения и справедливости. Внедрение программ по развитию эмоционального интеллекта, навыков критического мышления и медиаграмотности, чтобы противостоять манипуляциям извне.Образовательный компонент: интеграция в учебные курсы (обществознание, ОБЖ, психология) тем, связанных с последствиями рискованного поведения, правовой грамотностью, основами здорового образа жизни.Организация конструктивного досуга: развитие сети кружков, секций, студенческих клубов, научных обществ, волонтерских движений. Важно предоставить молодым людему возможность для самореализации и получения социального признания в просоциальной деятельности.Психолого-педагогическое просвещение: проведение лекций и семинаров для педагогов и родителей по вопросам возрастной психологии, раннего выявления признаков девиаций, конструктивного общения с подростками.2.3. Вторичная профилактика (селективная)Нацелена на группу риска — молодых людей, у которых уже наблюдаются отдельные признаки проблемного поведения (систематические пропуски занятий, снижение успеваемости, конфликтность, употребление легких ПАВ, признаки депрессии).Своевременное выявление: организация эффективного межведомственного взаимодействия между кураторами, педагогами, психологами, социальными педагогами для идентификации студентов из группы риска.Индивидуальная и групповая работа:Социально-психологическое сопровождение: закрепление куратора или наставника, регулярные консультации психолога, направленные на разрешение внутренних конфликтов и развитие адаптивных навыков.Вовлечение в специальные программы: тренинги личностного роста, коммуникативные тренинги, программы по коррекции агрессивного поведения.Работа с семьей: установление контакта с родителями, информирование о проблемах, совместная выработка стратегии поддержки.2.4. Третичная профилактика (индикативная)Это уровень не столько профилактики, сколько реабилитации. Он направлен на лиц с уже сформированными формами девиантного поведения (хроническая наркомания, алкоголизм, совершение правонарушений). Задача — предотвратить рецидивы и минимизировать вред как для личности, так и для общества.Медико-социальная и психологическая реабилитация: работа в тесном контакте с наркологическими диспансерами, центрами социальной помощи, правоохранительными органами.Ресоциализация: помощь в восстановлении социальных связей, получении образования, трудоустройстве.3. Специфика профилактики в студенческой среде и роль студенческого сообществаСтуденческий возраст — период автономизации от семьи, поиска себя и активного формирования социального круга. В этом контексте влияние сверстников (peer group) становится доминирующим. Это делает традиционные лекционно-запретительные методы малоэффективными. Ключевым ресурсом становится само студенческое сообщество.Технология "Равный-равному" (Peer-to-Peer): это наиболее перспективное направление. Подготовленные студенты-добровольцы (лидеры мнений) проводят тренинги, дискуссионные клубы, консультации для своих сокурсников на темы профилактики ВИЧ, наркозависимости, стресс-менеджмента, разрешения конфликтов. Достоинства метода: информация от сверстника воспринимается как более достоверная и менее дидактичная, снижается уровень сопротивления.Развитие студенческого самоуправления: через студсоветы, профкомы и иные объединения студенты сами могут инициировать и организовывать значимые для них мероприятия (спортивные турниры, культурные фестивали, благотворительные акции), создавая тем самым альтернативную, здоровую среду обитания.Кураторская система: эффективная работа старшекурсников-кураторов для студентов младших курсов, помогающих им адаптироваться к новой жизни, решать возникающие проблемы и чувствовать себя частью коллектива.ЗаключениеПроблема профилактики девиантного поведения в молодежной среде не имеет простых и быстрых решений. Анализ показал, что это многомерная и многоуровневая задача, требующая комплексного подхода. Успех профилактической деятельности возможен только при интеграции и координации усилий всех социальных институтов: от государственной власти, формирующей благоприятную макросреду, до семьи и образовательных учреждений, выступающих основными агентами социализации.Особую значимость приобретает переход от карательно-запретительной парадигмы к профилактической, ориентированной на развитие личности и создание поддерживающей среды. Наиболее эффективной стратегией в работе с молодежью, особенно в студенческой среде, является активизация внутренних ресурсов самого сообщества через технологии типа "равный-равному" и развитие студенческого самоуправления. Инвестиции в первичную, универсальную профилактику являются не только гуманными, но и экономически целесообразными, так как предотвращают куда более серьезные социальные и личностные издержки на последующих этапах.Таким образом, построение эффективной системы профилактики девиантного поведения — это стратегическая инвестиция в здоровое и процветающее будущее общества.Список литературы
  • Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб.: Юридический центр Пресс, 2013.
  • Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — М.: Академия, 2004.
  • Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Юрайт, 2017.
  • Овчарова, Р.В. Технологии практической работы психолога с семьей. — М.: Сфера, 2018.
  • Профилактика аддиктивного поведения молодежи: учебное пособие / под ред. В.А. Попова. — Воронеж: ВГПУ, 2018.
  • Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект, 2007.
  • -