Публикации «Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками»
Автор: Мещерякова Марина Николаевна

«Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками»Специалисты утверждают, что определенными движениямипрокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двухполушарий, взаимодействующих между собой. Гармоничное развитие правойи левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И тут тожеприходит на помощь кинезиология. Упражнения для дошкольниковспособствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов испособностей. Чтобы дети лучше занимались, им необходимо большедвигаться. Доказано, что разговорные навыки завязаны на мелкой моторикепальцев: если человеку связать пальцы, он обучаться будет в десятки размедленнее. Кроме того, современные методики обучения говорят о том, чтоновую информацию легче понять и запомнить, воздействуя на разные каналывосприятия: картинка, звук, тактильные ощущения, вкус, осязание идвижение.Кинезиология дает возможность эффективнее усваивать информацию,успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальнымидействиями.Что же такое кинезиология. Кинезиология происходит от греческогослова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т. е. наука одвижении, а если быть точнее, то Кинезиология – наука о развитииумственных способностей через определенные двигательные упражнения. Иименно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работуголовного мозга, отвечающего за развитие психических процессов иинтеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированостиполушарий головного мозга, их взаимодействий.Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить удошкольников память, внимание, речь, пространственные представления,мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повыситьработоспособность к произвольному контролю.Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарноговзаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.В России кинезиология впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют всвоей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городахстраны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Всепедагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечаютнеобыкновенные успехи у людей всех возрастов.Огромная польза и привлекательность кинезиотерапии состоит в еёпростоте и практичности.Самый благоприятный период для развития интеллектуальных итворческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора большихполушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрастенеобходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологическихзанятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийсяэффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственнуюдеятельность в целом. Существует основное требование к использованиюкинезиологических методов. Это точное выполнение всех приемов идвижений. Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоитьвсе упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличиваявремя и сложность от занятия к занятию.Все движения комплексов кинезиологии воздействуют на различныесистемы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга(дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)Цель: повышение энергетики коры головного мозга.2.Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработкиинформации движения конечностями перекрёстно-латерального характера).Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей ифункциональной асимметрии мозга.3.Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности(движения и позы перекрёстного характера).Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга,установление баланса между правым и левым полем человека, снятиеэмоционального стресса.Желательно, чтоб каждый дошкольник почувствовал и осознал изменения,происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшойподгруппой детей или индивидуальноРезультативность занятий зависит от систематической и кропотливойработы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданийувеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходитрасширение зоны ближайшего развития подростка и переход её в зонуактуального развития.Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических ипсихофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, ипрофилактику отклонений в развитии.Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительностьзанятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Рекомендуетсяреализовать кинезиологический цикл: комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8недель). Перерыв (2 недели). комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель).Перерыв (2 недели). комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить всеупражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличиваявремя и сложность от занятия к занятию.Список использованной литературы:1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.:Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи«Восхождение», 1997г.2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И.Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).3. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб. :Невский проспект, 20с.4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб:КАРО, 2007. - С.145. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методомкинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.— М: ТЦСфера, 2008.48 с.__
-