Публикации
Урок русского языка в 9 классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка в 9 классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Автор: Кузьмина Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка в 9 классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Автор: Кузьмина Елена Александровна
Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении»Тип урока: открытие нового знанияЦели.Образовательныеповторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия; усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; Задачи:- формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, - определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; - повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;- развитие навыков монологической речи;-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; -развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); -формирование умений анализировать полученную информацию;-формирование умения слушать и вступать в диалог;- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.Тип урока: урок объяснения нового материала.Вид урока: урок-беседа.Наглядность: опорные схемы, текстХод урокаІ. Проверка д.зІІ. Организация познавательной деятельности.1.Чтение притчи “О трех золотых куклах”Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.Тогда юноша сказал:- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.(Из индийского фольклора)2. Работа по тексту “О трех золотых куклах”.-. Какие качества людей символизируют эти куклы?-. Какое из качеств вы цените в человеке?-. Какова главная мысль текста? (“Уметь держать язык за зубами- признак культуры человека”) Записать в тетради.III. Актуализация опорных знаний..Уметь держать язык за зубами – признак культуры человека.Ни султан, ни придворные – никто не мог разгадать тайну кукол.Одна кукла была дешевле, другая – дороже.Придворные осмотрели все куклы - никакой разницы между ними не было. 1. Задание: (Слайд ) -объясните постановку тире.- сформулируйте тему урокаКакие виды сложных предложений знаете?Какие пунктуационные знаки изучили в БСП?2. Задание: определите вид сложных предложений ( Слайд )1.Декабрь зиму начинает, а год кончает.2. Если хочешь дружбы, будь другом.3. Когда настанет вечер, загорятся звезды.4. Не нашел в себе, так что не ищи в других.5. Скажет слово, будто соловей запоёт.IV Изучение нового материалаЧтение учебника стр 189-190 ( сам-но) Преобразуйте союзные сложные предложения в бессоюзные, учитывая новый материал учебника. Определите смысловые отношения между частями. Запишите предложения. 3. Проверка ( Слайд ).4 Вывод о постановке тире в БСП. ( Слайд ).10. Знаки препинания при БСП.v.Закрепление и включение в систему знанийНародная мудрость стала отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки. Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Противопоставление)2) Наука даром не даётся - наука трудом берётся. (Противопоставление)3) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Условие)4) Есть терпение - будет и умение.(Время)5) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)6) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.( Следствие)7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)8) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)9) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)10) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Противопоставление)Проверка ( Слайд ) Подготовка к ОГЭ Вариант 9 Задание № 5 ( 1,5,6,9)Вариант10 Задание №10 ( 1,7,8,9)VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.1. тест ( Слайд )2. Самопроверка ( Слайд ) VII Подведение итоговДомашее задание.:3- упр 289.4 ,5 - выписать из произведения Булгакова 5 БСП, с тире. Объяснить постановкуВыучить правило стр 189-190.
