Публикации
"Особенности работы концертмейстера в классе саксофона, на примере произведения Эдварда Грига" Песня Сольвейг ""
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы концертмейстера в классе саксофона, на примере произведения Эдварда Грига" Песня Сольвейг ""
Автор: Гусева Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы концертмейстера в классе саксофона, на примере произведения Эдварда Грига" Песня Сольвейг ""
Автор: Гусева Ольга Николаевна
Детская школа искусств п. Чульман филиал МБУ ДО Детская школа искусств г. Нерюнгри Концертмейстер: Гусева Ольга Николаевна 2025г. Методическая разработка по теме: «Особенности работы концертмейстера в классе саксофона, На примере произведения Э. Григ «Песня Сольвейг»Цель разработки: Рассказать об важности понимания устройства инструмента, истории создания, применения в музыкальных произведениях. Особенностях звук извлечения работы на саксофоне. Также затрагиваются вопросы непосредственно содержания музыкального произведения, помогающие замотивировать учащегося на осознанное исполнение и отражение музыкальных образов в музыке. Рассматривается работа концертмейстера в классе саксофона. Это единое творческое воплощение в исполнении ансамблем концертмейстера и ученика саксофониста.Данная разработка будет интересна концертмейстерам ДШИ, работающим в классе саксофона. Собранные сведения систематизированы, и будут также полезны обучающимся игре на саксофоне. О работе концертмейстера В музыкальном мире есть одна незаменимая для профессиональных музыкантов, но незаметная для любителей специальность – концертмейстер. Вокалисты, духовики, струнники, хоровые коллективы не обходятся без поддержки фортепианной партии. Концертмейстер необходим на каждом этапе работы музыкантов - от выбора программы и разбора произведения до итога проделанного пути – выступления на сцене. Особенно важна и ответственна роль концертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и школ искусств. Кроме выполнения учебных задач (разбор нотного текста, исполнение музыкальных произведений в ансамбле, выступление на сцене) необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с педагогом он приобщает ребенка к удивительному миру искусства, не ограничиваясь рамками музыкальной сферы, но раскрывая и постигая мировое литературное, художественное наследиеКонцертмейстер – правая рука педагога специального класса, творческий соратник, наставник, помощник для ученика-солиста. Должен иметь хорошие пианистические данные. Прежде всего, нужно обладать данными солиста: хорошо владеть инструментом, быть техничным, и, конечно, артистичным. Только с уверенным в себе и профессиональным концертмейстером ученик чувствует помощь и опору в игре. Помимо этого следует выделить следующие исполнительские навыки: чтение с листа. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст. Важно представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения размера, темпа, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии фортепиано, так и в партии солиста. Эффективным методом для овладения навыками чтения с листа является мысленное прочтение материала. При исполнении произведения следует предвидеть нотные текст, динамические и темповые обозначения на несколько тактов вперед, предвосхищать развертывание музыкального повествования, предугадывать, хотя бы в самых общих чертах, его ближайшие моменты. Владение навыками игры в ансамбле. «Аккомпанемент часто договаривает невысказанное солистом», - Действительно, ансамбль предусматривает слаженность игры солиста и аккомпаниатора: единство штрихов, динамических оттенков, звуковой баланс между инструментами. В работе с учениками концертмейстер создает опору и поддержку юным солистам. Концертмейстер выступает в качестве организатора музыкального процесса и времени, что роднит его профессию с профессией дирижера. Умение держать в руках солиста, правильно расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной ансамблевой игры. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его помощником. При игре в ансамбле следует исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого воспитанника.История создания саксафона Саксофо́н (от Sax — фамилия изобретателя и φωνή «звук»,— духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству . Семейство саксофонов сконструировано в музыкальным мастером и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в , реже — в , также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим и большой технической подвижностью. Концертмейстер при игре с солистом должен также ярко показывать свою партию, находя нужный баланс звучания. Особое внимание при этом стоит уделить басовой линии фортепиано как опоре в произведении. Стоит отметить, что характер аккомпанемента зависит от вида солирующего саксофона. В практике Детской школы искусств используются 4 разновидности: саксофон-сопрано, саксофон-альт, саксофон-тенор и сасофон-баритон. Чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: In Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и In В (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль). Диапазон саксофона состоит из трех регистров: низкого, среднего и высокого и покрывает две с половиной октавы от си-бемоль малой октавы до фа-бекар третьей октавы. Работа над произведением Эдварда Грига «Песня Сольвейг» с ученицей 3кл. Задачи используемые при работе с учащимися: Обучающая – обучить исполнять осмысленно, выполняя поставленные художественные задачи.Развивающая- развивать творческое мышление учащегося, умение исполнять произведение в ансамбле с концертмейстером.Ознакомительная- познакомить с историей создания произведений, работа над произведениями малых форм. Воспитательная: воспитывать интерес, познавательность учащегося, в работе над исполняемыми произведениями.Эмоциональная: разбудить сопереживание и отклик в душе учащегося в исполняемых произведениях.Форма обучения: индивидуальнаяМетоды обучения: словесные- беседа, рассказ, пропевание; наглядные- иллюстрации, практические показ педагогом.Оборудование: Саксофон для ученика, фортепиано для концертмейстера стол стулья и ноты. План работы1.Организационный моментВ любом музыкальном произведении также как в романе, повести, картине, есть свое содержание. Только мы не встречаемся с конкретными образами птиц, зверей. Это не словесные описания событий. Это музыкальные образы- условный персонаж. Богатые средства выразительности позволяют создать разные образы. Образ-портрет, образ-пейзаж, образ-настроение.2.Ознакомление с содержанием пьесы, историей возникновения. Показ –исполнение пьесы.Сегодня мы вспомним творчество норвежского композитора Эдварда Грига. На слова норвежского драматурга Генриха Ибсена, Григом была написана музыка к драме «Пер Гюнт», по заказу драматурга. Премьера спектакля состоялась в 1876г., ему сопутствовал успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты (от франц. ряд последовательностей, цикл пьес разного характера) для оркестра. В произведении композитор воплотил образы картины природы, девушки Сольвейг, матери Озе, танец Анитры, и др. Исполнение пьесы с ученицей.Более подробно мы познакомимся с песней из данного цикла, переложенной для саксофона. Сольвейг, переводится с норв. «Солнечный путь».Девушка ждала своего возлюбленного 40 лет. После долгих скитаний Пер Гюнт возвращается на Родину и находит свое пристанище в домике Сольвейг.3. Музыкальный анализ: тональность, характер темп, лад. Форма. Обрамление вступлением и заключением как показ и подготовка основного содержания и образаПесня обрамлена коротким вступлением и заключением, которые подготавливают нас к художественному содержанию произведения Общий характер песни печальный, с щемящей грустью. Темп Andante. Мелодия напевная в народном духе. Гармония проста Т-D, как в народных песнях. Фактура: мелодия и аккомпанемент, гомофонно гармоническая. Форма куплетная. 4. Работа в ансамбле над куплетом. Фраза, дыхание, взаимосвязь с текстом, выстраивание оттенков. Создание образа. Работа над произведением: Вспомним текст песни « ПЕСНЯ СОЛЬВЕЙГ»Из музыки к драме "Пер Гюнт"Музыка Э. Грига (Норвегия)Слова Г. Ибсена, перевод М. СлоноваЗима пройдет,И весна промелькнет,И весна промелькнет,Увянут все цветы, Снегом их занесет, снегом их занесет .И ты ко мне вернешься мне сердце говорит,мне сердце говорит,Тебе верна останусь тобой лишь буду жить,тобой лишь буду жить!Слова помогают выстроить единую фразу, не расчленяя, правильно взять ученице дыхание, так как игра на инструменте взаимосвязана с пением. В куплете 4 фразы. Каждую исполняем с соблюдением динамических оттенков указанных в тексте, следим за ансамблем, чтобы ученица слушала партию аккомпанемента, не спешила, играла ритмически построения точно, передавая характер и музыкальный образ произведения. Последнее предложение завершает куплет. Работаем над переходом к припеву. 5.Работа в ансамбле над переходами между частями; выстраивание кульминации; создание художественного образа.Припев по своему настроению контрастен куплету. Ему присущи черты танцевальности, меняется ритмический рисунок, тональность. Музыка припева это воспоминания Сольвейг о первой встречи с Пером, для нее это музыка надежды и счастья. Исполнение куплета в ансамбле с ученицей, выполнение точных замечаний по тексту. Смена темпа, легкость, полетность в исполнении, точность взятия дыхания. 6.Заключительное исполнение с воплощением поставленных художественных задач, с максимальным уровнем завершенности.7.Анализ проделанной работы обсуждение с ученицей, выводы
