Публикации Эволюция представлений о роли отца в воспитании детей в истории педагогики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эволюция представлений о роли отца в воспитании детей в истории педагогики
Автор: Киришун Роман Дмитриевич

Эволюция представлений о роли отца в воспитании детей в истории педагогикиАннотацияВ статье рассматривается эволюция взглядов на роль отца в воспитании детей в зарубежной и отечественной педагогике. Анализируются подходы античных философов, педагогов Нового времени, представителей отечественной мысли от «Домостроя» до педагогики XX века. Сравнительный анализ позволяет выявить как общие тенденции (авторитет и дисциплина, передача опыта и ценностей), так и различия, связанные с культурными и социальными условиями. Исторический опыт рассматривается как ресурс для современного понимания отцовства.Ключевые слова: отец, воспитание, педагогика, история, семья.ВведениеСемья на протяжении истории была ключевым институтом социализации. Особое внимание исследователей привлекает роль отца, которая претерпела значительные изменения: от абсолютной власти и дисциплинарного контроля в древности до роли наставника и партнёра в современном воспитании. Изучение исторической динамики взглядов на отцовство позволяет выявить педагогические закономерности и использовать их в актуальной практике.Подходы в зарубежной педагогикеАнтичные философы (Демокрит, Платон, Аристотель) связывали отцовскую функцию с воспитанием гражданских добродетелей и дисциплины. В Средневековье акцент сместился на религиозно-нравственное наставничество: отец рассматривался как духовный проводник семьи.Подходы в отечественной педагогикеВ Древней Руси отец был носителем традиций и религиозных норм, что отражено в «Поучении Владимира Мономаха» и «Домострое». В XVIII веке под влиянием просветительских идей (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков) акцент сместился от религиозной строгости к формированию нравственных и интеллектуальных качеств.Сравнительный анализОбщими для обеих традиций стали:ЗаключениеИстория педагогики демонстрирует переход отцовской роли от абсолютного властителя к наставнику и партнёру. Эволюция от античных и средневековых моделей до идей Просвещения и гуманистических концепций XX века показывает, что эффективное воспитание требует сочетания авторитета и эмоциональной поддержки. Современная педагогика опирается на этот исторический опыт, подтверждая, что вовлечённость отца способствует гармоничному развитию личности ребёнка.ЛитератураКоменский Я.А. Великая дидактика.Локк Дж. Мысли о воспитании.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.Макаренко А.С. Книга для родителей.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
-