Публикации Коллективная и индивидуальная работа над образными выражениями на уроках русского языка в начальных классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коллективная и индивидуальная работа над образными выражениями на уроках русского языка в начальных классах
Автор: Переверзева Наталья Леонидовна

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности, - писал Константин Паустовский. - Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Эти слова помогают отчетливо обозначить ту связь, которая существует между преподаванием русского языка в школе и нравственным, патриотическим воспитанием учащихся. Воспитание на уроках русского языка можно считать реализованным лишь в том случае, если у младших школьников пробудится интерес к родному языку, желание хорошо владеть им, если они будут проявлять неприязнь к любой ошибке и внимание к каждому слову, если у них появится «вкус» к яркому, точному, образному выражению мысли, иначе говоря, если на уроке будет царит атмосфера уважительного, любовного отношения к языку. Решению этой задачи способствуют постоянно проводимые наблюдения над использованием средств языка мастерами слова, а также наблюдения за речью обучающихся, поиски, коллективные и самостоятельные, нужного, наиболее удачного языкового средства или выбор его из предложенного ряда синонимов, сбор и анализ речевых погрешностей и ошибок, упражнения детей в словесном творчестве, работа над образными выражениями. Особенно большое значение уделяется работе с такими образными выражениями, как пословицы. Максим Горький писал, что «в простоте слова – самая великая мудрость, пословицы всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». На каждом уроке можно работать с пословицами. Обычно такая работа составляет содержание минутки чистописания. Вот, например, на одном из уроков представлена цель воспитания трудолюбия. Исходя из этого подобрать пословицу «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Запись:1 строка: «К»2 строка: «Кто»3 строка: текст пословицы.Дети прочитают пословицу, объяснят трудные орфограммы, некоторые способы соединения букв и дальше просим объяснить значение этой пословицы, её смысл. В ответах ребят прозвучат мысли, что если человек трудолюбивый, то он всегда найдет себе дело, не будет сидеть сложа руки, он будет работать и ему не будет скучно. Желательно, чтобы каждый смог высказать свои мысли и все так или иначе приходят к такому же выводу. После этого перед ребятами была можно поставить задачу: вспомнить пословицу, которая бы по смыслу была очень сходна с записанной на доске, перекликалась с нею. И дети вспомнят: «Кто работает, тот не скучает». Затем вспомнят и другие пословицы русского народа о труде: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Землю солнце красит, а человека – труд», «Сделал дело – гуляй смело», «Недаром говорится, что дело мастера боится» и другие. В других случаях подобную работу проводит на уроке один ученик и получает за это оценку. Или же индивидуальная работа сочетается с коллективной. Это происходит обычно в том случае, если ученик где-то затрудняется в ответе. Среди речевых упражнений особое место занимают те, которые требуют от учеников собственных высказываний, т.е. упражнения творческие. К ним относятся прежде всего школьные сочинения. При их выполнении у ребенка оттачивается умение пользоваться словом, закрепляется навык вдумчивого, внимательного отношения к языку. Поэтому очень важно, чтобы сочинения проводились в атмосфере истинной заинтересованности обучающихся, их творческой активности, в атмосфере, побуждающей к поиску средств правильной, точной, богатой, образной, выразительной речи. В начальных классах свои сочинения - миниатюры дети пишут на основе непосредственного, личного, жизненного опыта, такие как «На берегу моря», «Как я провёл свои каникулы», «Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Мой друг», «К нам пришла зима» и т.п. Стараться, чтобы при написании подобных сочинений дети использовали образные выражения, прежде всего сравнения. С этой целью перед тем, как дети приступят непосредственно к работе, начнут на письме выражать свои личные переживания, чувства, необходимо коллективно поработать над некоторыми образными выражениями, которые могли бы украсить данное сочинение. Это подбор сравнений, прилагательных: «изумрудные, лазурные, голубые волны», «резкие, печальные крики чаек», «чайки кричат, как будто плачут» и т. п. Большие резервы для речевого развития учащихся, для приобщения их к словесному художественному творчеству таит в себе такая работа как отгадывание и сочинение загадок. Если на уроке проводится комментированное письмо, то обязательно в виде отгадывания загадок, при чем загадок интересных, загадок – стихотворений. Например, «Для меня резинка – лютый враг! Не могу я столковаться с ней никак! Сделал я кота и кошку – красота! А она прошлась немножко - нет кота! С ней хорошую картинку не создашь! Так во всю ругал резинку (карандаш).» «Плещет тёплая волна в берегах из чугуна. Отгадайте, вспомните, что за море в комнате? (ванна), «Мы когда идем, - стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже» (часы), «Трещала с самого утра «Порра! Порра!» А что пора? Такая с ней морока, когда трещит (сорока)», «Зимой на ветках яблоки, скорей их собери! И вдруг, вспорхнули яблоки, ведь это (снегири)» и т.п. В процессе отгадывания таких загадок обязательно обращаем внимание на образные выражения, содержащиеся в их тексте: «берега из чугуна», «море в комнате», «вспорхнули яблоки» и подчеркивается, что именно эти образы помогают нам отгадать загадку. Ведь загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, олицетворение. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а, следовательно, и образность речи. Особое значение в этом плане имеет сочинение загадок самими детьми. Дети любят придумывать загадки о цветах: «Синий цветок, похож на звонок» (колокольчик), о животных: «По лесу клубочек катится колючий» (ёж), о растениях: «Ягода сладкая, вкусная, прекрасная, за ней нагибаться надо» (земляника). На уроке дети отгадывают загадки или коллективно, или этим занимается один ученик, который у доски комментирует написание отгадок, выделяя орфограммы, и получает за это оценку. В процессе работы над грамматической стороной упражнений параллельно ведется работа и над развитием речи. Это и различные виды словарной работы, и работа над теми же пословицами, загадками, синонимами, антонимами, другими образными выражениями. Так, например, в упражнении предлагается объяснить смысл выражения «румянит осень клёны», в другом упражнении нужно объяснить смысл предложения «Сидит кормилец в углу и «Чижика» под нос свистит», по содержанию стихотворения, набору образных средств, содержащихся в нём, определить какое время года и суток изобразил поэт Никитин. Интересное задание, где приводится следующее: «Ходят тучи, ходят часы, ходят слухи» - о чём можно ещё сказать «ходят» и так можно было бы перечислять много. Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности для органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико- орфографического материала. Это позволяет формировать необходимые умения, а также и прививать детям интерес к языковой работе, а через неё – интерес к самому языку, любовь и уважение к нему. Работая над образными выражениями на уроках русского языка, стараюсь сочетать работу коллективную с работой индивидуальной так, чтобы они переплетаясь, дополняли друг друга.
-