Публикации
"Этапы работы концертмейстера с хоровым коллективом над русской народной песней " На горе то Калина"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Этапы работы концертмейстера с хоровым коллективом над русской народной песней " На горе то Калина"
Автор: Гусева Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Этапы работы концертмейстера с хоровым коллективом над русской народной песней " На горе то Калина"
Автор: Гусева Ольга Николаевна
МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри филиал ДШИ п.Чульман Концертмейстер: Гусева Ольга Николаевна. 2025г Методическая разработкаТема: «Этапы работы концертмейстера с хоровым коллективом над произведением: «На горе то Калина». Русская народная песня. Вступление Первоначальный этап работы в любом произведении начинается с личной работы концертмейстера. В нее включены: - знакомство с текстом, мелодией и аккомпанементом. - выстраивания дальнейшего общего плана работы над произведением совместно руководителем хоровым коллективом Обработка русской народной песни «На горе то калина», написана советским композитором Ю. Чичковым в куплетной форме. С характерным повтором запева и куплета для данного жанра хоровода. Тональность соль мажор и умеренно скорый темп придают мелодии жизнерадостный характер. Не случайно в песне поется о Калине стоящей на горе. С давних пор считалось, что Калина несет в себе магическое свойство - оберегать дом от несчастья. А его ягоды считаются целебными.Демонстрация видео концертмейстера по куплетам и теоретический анализПоказ. Вступление начинается интригующе с септаккорда 2 ступени, далее разрешение через доминанту приводит к началу вокальной строчки, которое звучит уже в основной тональности соль мажор. На протяжении почти всей песни вокальная партия завуалирована в сопровождении. Лишь в 4 куплете эта связь ненадолго теряется. По драматургическому замыслу исходя из строения всего аккомпанемента – первый куплет это показ образа Калины. Слова – «На горе то калина». Сопровождение основной мелодии песни изложено нисходящим движением интервалов терции и секунды. (показ)Во втором куплете на слова «Там девушки гуляли» диапазон аккомпанемента расширяется, за счет внедрения более широких интервалов октавы, септимы, сексты в партии левой руки. Можно зрительно представить прогулку девушек (показ)В третьем куплете со слов «Калинушку ломали», происходит развитие и начало кульминации, которая продолжится и в последующих куплетах. Басы дублируют вокальную партию октавными ходами, имитация действий девушек, как они ломают Калину. (показ) В четвертом куплете на слова: «Во пучочки вязали», в сопровождении изложенном шестнадцатыми длительностями теряется связь вокальной строчки. Звучит пляска. (показ) Руководителем нашего хора решено было в этом куплете использовать деревянные народные инструменты. Для придания колорита народности песни, а также для мотивации учащихся. Ученики с восторгом приветствовали эту идею. Пятый куплет, со слов «На дорожку бросали», звучит на «форте» очень пафосно, за счет октавных ходов в партии левой руки и аккордового изложения в правой руке. Задача концертмейстера на протяжении всего произведения слушать развитие, применять умело динамические оттенки. В аккордах проводить мелодическую тему и следить за неразрывностью мелодии. Следить за дирижированием руководителя для создания единого ансамбля между исполнителями. Работа над добавлением темпа ведется поэтапно, и требует личных занятий концертмейстера, оттачивания умения быстро чтения и перестраиваться с исполнения крупной техники на мелкую и наоборот. Показ записи песни На горе то калина с хором. Работа на уроке.На данном уроке ведется работа совместно с руководителем хора над:- вступлением в песне в медленном темпе ведется работа над дыханием и чистотой интонации у учеников -выстраивается ансамбль между концертмейстером руководителем и хором.Работа на концерте.Предварительно велась работа над подготовкой к концерту:Построение в ряды, выход на сцену и уход.Работа над добавлением темпа совместно руководителем хора учащимися и концертмейстером. Игра на народных инструментах учащимися.Это наше первое концертное выступление. Намечены пути решения проблемы с ансамблем, не везде выровнен темп. Надо продолжить работу над чистотой интонации, дыханием, дикцией. И концертным поведением. Не все учащиеся одинаково эмоционально вовлечены в исполнение.Музыкальная деятельность концертмейстера хора неотделима от организационной. Совместные усилия руководителя хора и концертмейстера заложены в основу успешной организации группового вида деятельности хорового коллектива и его дальнейшего творческого развития.
