Публикации
Моя педагогических философия
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя педагогических философия
Автор: Малахова Елена Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя педагогических философия
Автор: Малахова Елена Вячеславовна
«Моя педагогическая философия» Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. «Моя педагогическая философия…». Название эссе заставило меня задуматься о том, а что такое «философия учителя»? Естественно, и в юные годы, и во время своего обучения, и в процессе педагогической деятельности я неоднократно задумывалась о том, а что же, всё-таки самое главное в профессии «учитель», какова её истинная роль? Понятие «учительская философия» возникло на основе двух понятий: "учителя" и "философия образования" и описывает элементы нового качества учителя в современном мире. Выдающиеся учёные проявляли интерес к философии со стороны образовательной практики. Так, К. Д. Ушинский полагал, что педагогики – не наука, которая «только изучает существующее», а «искусство, стремящееся творить то, чего еще нет», поэтому «определение цели воспитания [является] лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».В настоящее время в образовании есть учителя- теоретики и учителя практики, которые не всегда одинаково видят то, каким должен быть процесс обучения, что такое «учить детей». Существует большое количество нормативных актов, регулирующих этот процесс, но, как и во многих сферах жизнедеятельности, теория и реалии профессии несколько отличаются. ФГОС ы, ОПОПы, Программы развития по различным направлениям – это замечательно, но, жизнь вносит в работу свои коррективы, не предусмотренные этими документами. Человек-не механизм, его по заданному алгоритму не запрограммируешь. Каждый «маленький человек»/ ребёнок – отдельная личность, пусть ещё до конца не сформированная, со своим внутренним миром, личным восприятием социума, семейным укладом, жизненными установками в семье и т. д. Поэтому сейчас учитель стал действовать скорее как наставник, помощник, которому задают условия и ученики, и их родители, и бюрократия образования. В итоге должен получиться образ «идеального учителя».Думаю, что на практике это неосуществимо, так как каждый элемент этой системы судит «со своей колокольни», а реальный педагог вносит в работу своё личное. А в целом, когда заходит речь о профессии педагог/учитель, то, в большинстве случаев, можно услышать либо прочесть возвышенные фразы о долге, о призвании, о сердце, отданном детям, о формировании личности нового поколения и т. д. И это всё верно. С этим сложно поспорить. Но, когда я сама задумываюсь о работе учителя, то почему-то вспоминаю своё детство… Я считаю, что мне, детворе 80-х гг., повезло. Во время моего взросления, к счастью, не было гаджетов, которые современному ребёнку, да и немалому числу взрослых, заменили реальную жизнь. Игры моего детства развивали фантазию, самостоятельность, коммуникабельность, способствовали познанию окружающего мира, потому что детям самим приходилось придумывать игры, наделять определёнными функциями в игре подручные предметы. Не взирая на большой выбор игр, почему-то очень часто мы играли «в школу». Что же так привлекало в этой игре? Прежде всего, это уважение к профессии. Нам, детям, казалось, что учитель знает всё и ещё немного больше. И играли дети как дошкольного, так и школьного возраста. В точности мы пытались воссоздать школьную обстановку: копировали поведение знакомых учителей, объясняли азы школьной программы, ставили оценки и испытывали искреннюю радость, когда «ученики» внимательно слушали и отвечали. Да, у каждого были и любимые Учителя, и те, с кем было непросто. Но, само слово « учитель» ассоциировалось с уважением и признанием. Перед окончанием школы я точно знала, что свяжу свою жизнь с педагогикой: либо в качестве учителя начальных классов, либо истории или русского языка. Но, жизнь вносит свои коррективы. По семейным обстоятельствам мой путь привёл в институт культуры, где я осваивала компетенции библиотекаря и менеджера в сфере культуры. Но, судьба привела в педагогику: сразу же после окончания ВУЗа я стала преподавателем, правда в СПО, чему посвятила почти двадцать лет. За это время я уверилась в том, что как бы ты не хотел разделить работу и личную жизнь, у учителя это практически не возможно. И также невозможно работать, если не любишь или тяготишься своей работой. Механическое, бездушное выполнение своих обязанностей (пусть и качественное) в короткий срок приведёт к неудовлетворённости и выгоранию. Да, нередко бывает непросто, особенно эмоционально. С каждым годом становится всё больше «непростых» детей. Но, если тебе удаётся привести ребёнка к тому, чтобы он поверил в себя, если он хотя бы немного улучшает свои результаты, если доверяет тебе, то ты чувствуешь, что всё- не зря. Кроме того, профессия «учитель» позволяет забыть о возрасте, заставляет всегда быть в курсе многих новшеств, чтобы понимать каждое новое поколение. Думаю, что ряд коллег не согласятся со мной, но, за время работы я твёрдо уверилась в том, что главное в профессии «учитель» - это желание работать. Будет оно, а всё остальное- приложится. Без этого в любой профессии, а в учительской особенно, делать нечего. Да, работа нелегка. В современных, быстро изменяющихся условиях, когда педагог ещё не успеет, в полной мере, свыкнуться с очередным «новшеством», на первый план выходит умение «схватывать на лету» и постоянное желание учиться. Сегодня в профессиональной печати достаточно часто поднимается вопрос о том, что при нынешнем дефиците педкадров в профессию приходят люди, первоначально получившие иное, не педобразование. По этому поводу разворачиваются дебаты: а сможет ли человек без классического профильного образования работать в школе? Уверена, что «да». На собственном примере я убедилась, что если ты хочешь работать с детьми, стараешься найти что-то хорошее в каждом из них, радуешься малейшим успехам, спишь с ручкой и тетрадью под подушкой, чтобы записать внезапно пришедшую интересную идею, да и просто, болеешь душой за то, что ты делаешь, тебе интересно всё, что происходит в отрасли, то ты здесь – не лишний человек. Греет душу то, что ещё недавно совершенно незнакомые ребята становятся тебе небезразличными, ты искренне переживаешь за них, радуешься их успехам, а они тебе рассказывают всё обо всём, По-моему детски непосредственно выражая своё доверие. Возможно выскажу крамольную мысль, но, мне думается, в приоритете учителя должны быть человеческие качества, которые сформирует и разовьёт педагог у детей, а не только уровень усвоенных знаний, что, естественно, немаловажно. «Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево» А. С. Макаренко
