Публикации семинар - практикум для воспитателей ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: семинар - практикум для воспитателей ДОУ
Автор: Шестакова Тамара Владимировна

Детский сад «Светлячок» - структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алтайская средняя общеобразовательная школа №1 им. П.К. КоршуноваСеминар – практикум для воспитателей«Формирование здорового образа жизни детей дошкольноговозраста в условиях детского сада и семьи»Выполнила:Ст.воспитатель Шестакова Т.В. Сентябрь 2025г.Тема:«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях и детского сада и семьи».Цель:Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций воспитателей об основных факторах,способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условияхдетского сада.План семинара
  • Выступление старшего воспитателя – Шестакова Т.В.
  • Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях и детского сада и семьи – воспитатель Абрамова С.В.
  • Консультация «Безопасность детей- забота взрослых- воспитатель Морозова Л.А
  • Составление КТП – трудности и проблемы
  • План работы на октябрь
  • Разное
  • Итак, тема нашего семинара – практикума посвящена здоровью:«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях и детского сада и семьи».Цель:Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций воспитателей об основных факторах,способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условияхдетского сада.Задачи: Расширить знания педагогов с учетом современных требований поформированию основ физического воспитания и здорового образа жизни. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов иновых технологий при организации физкультурно-оздоровительнойработы в ДОУ. Развить творческий потенциал педагогов.Актуальность Сегодня возможно и естественно говорить о том, что здоровье не занимаетпока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашемобществе. Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятнуютенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет.Количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - этосостояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Некоторые придерживаются определения здоровья, часто имея в виду егофизическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект. Ученые едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимонаучить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, приреализации образовательных программ организуют и создают условия дляохраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом дошкольного образования, направленного нарешение одной из первостепенных задач « охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни», созданы все условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях. Сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование у них здоровогообраза жизни должно стать главным направлением в деятельности каждойдошкольной образовательной организации.Физминутка для педагогов «Мы устали, засиделись»Мы устали, засиделись,Нам размяться захотелось.Приступили мы к зарядке:То на стену посмотрели,То на зеркало глядели,Вправо, влево поворот,А потом наоборот.Приседания начинаем,Ноги до конца сгибаем,Вверх и вниз,Вверх и вниз,Приседать не торопись!И в последний раз присели,А теперь на стулья сели.Условия формирования здорового образа жизниЛюбая проблема может быть решена при определенном ряде условий:Планирование воспитательно – оздоровительной работы.Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическимпроцессом. Данный процесс носит систематический характер. Только тогда он дает положительный результат.Четко спланированная воспитательно - оздоровительная работа: использование здоровье сберегающих технологий, мониторинг профилактической - оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка иформирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.Взаимодействие с семьями воспитанников.Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формированияздорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания,обучения и оздоровления, осознание родителями смысла здорового образа).Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важнымявляется организация двигательной развивающей среды в ДООТехнологии здоровье сбережения. Инновационные процессы на современном этапе развития обществазатрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В связи с этим педагогудошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства,ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведениедействий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,соответственно характеризующаяся качественным прилагательнымпедагогическая. В системе дошкольного образования широко применяются технологииразвивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные,альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровье сберегающие технологии». Они наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Одним из средств решения обозначенных задач становятсяздоровьесберегающие образовательные технологии, без которых немыслимпедагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология – это целостная системавоспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактическихмероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка ипедагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольникувозможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания,умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Виды технологий:- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;- Технологии обучения здоровому образу жизни;- Коррекционные технологии.Реализация этих технологий осуществляется инструктором по физическомувоспитанию и воспитателями ДОО. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и родителями. Эти технологии применяются на основе учета личностных особенностейребенка, индивидуальной логики его развития, учета интересов и предпочтений ребенка в содержании и видах деятельности. Эти технологии позволяют выстроить педагогический процесс, ориентированный на здоровье ребенка.Современные здоровьесберегающие технологии. Технологии сохранения и стимулирования .Ритмопластика• Динамические паузы• Подвижные и спортивные игры• Релаксация.• Пальчиковая гимнастика• Гимнастика для глаз• Дыхательная гимнастика• Бодрящая гимнастика Технологии обучения здоровому образу жизни:Утренняя гимнастика• Физкультурные занятия• Мероприятия «Школа здоровья».• Самомассаж.• Активный отдых Коррекционные технологии:Артикуляционная гимнастика• Технология музыкального воздействия.СказкотерапияIII. Практическая частьИгра «Скажи иначе»В игре «Скажи иначе» нужно объяснить другими словами разгадываемое слово. Во время объяснения слова игрок может использовать синонимы и антонимы, главное не использовать однокоренные слова . Его задача объяснить данное слово как можно понятнее, чтобы его участники команды отдали загаданное слово.1.правильное питание2. закаливание, 3.олимпиада, 4.лыжный спорт, 5.зарядка6. иммунитет 7.массаж8.беговая дорожка9.велосипед10.плаваниеЗадание «Продолжите пословицу, поговорку о здоровье».Чистота – (залог здоровья)Здоровье дороже (золота)Чисто жить – (здоровым быть)Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)Если хочешь быть здоров – (закаляйся)В здоровом теле – (здоровый дух)Здоровье за деньги (не купишь)Береги платье с нову(а здоровье смолоду)Горьким лечат, (сладким калечат)Держи голову в холоде, живот…(в голоде, ноги в тепле)Задание « Назвать пословицы и поговорки о спорте, здоровье».(Где здоровье - там и красота. Движение это жизнь. Двигайся больше — проживешь дольше. В здоровом теле – здоровый дух. Пешком ходить — долго жить. Солнце, воздух и вода - наши верные друзья. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Здоровье за деньги не купишь. Здоровье дороже богатства). В грязи жить — чахотку нажить, вечерние прогулки полезны, они удаляют болезни, В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен. Горьким лечат, сладким калечат. Двигайся больше, проживёшь дольше. Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Хорошее лекарство горько на вкус.Задание «Переводчик»У каждой педагога лист с текстом пальчиковой гимнастики. Нужно с помощью мимики, рук изобразить смысл текста для того, чтобы другие отгадали .АпельсинМы делили апельсин,Много нас, а он один.Эта долька для ежа,Эта долька для стрижа,Эта долька для утят,Эта долька для бобра,А для волка кожура.Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда! СемьяЭтот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик - я,Вот и вся моя семья.ЗайчикЖил – был зайчик,Длинные ушки.(приставляем ладошки к голове)Отморозил зайчикНосик на опушке.(прикрываем носик рукой)Отморозил носик,Отморозил хвостик(прикрываем попу)И поехал греться(обнимаем сами себя)К ребятишкам в гости.Задание «Домашнее задание»Каждому педагогу предлагается показать по 1 физминутку,1 пальчиковую гимнастику и провести 1 подвижную игру.- Уважаемые коллеги! Хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать вам профессиональных успехов и сказать вам «Будьте здоровы!»
    -