Публикации «Игры с конструкторами для развития инженерного мышления детей дошкольного возраста в ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игры с конструкторами для развития инженерного мышления детей дошкольного возраста в ДОУ»
Автор: Махляйдт Юлия Владимировна

«Игры с конструкторами для развития инженерного мышления детей дошкольного возраста в ДОУ»В современном мире, где технологии развиваются стремительными темпами, важно уделять внимание развитию инженерного мышления у детей с самого раннего возраста. Это поможет им успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям и стать конкурентоспособными специалистами в будущем. В настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, они приносят хорошую прибыль его разработчикам. Наш президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.А что же такое инженерное мышление? Инженерное мышление — это способ познания, который направлен на исследование, разработку и использование новой, эффективной и надёжной техники.В основе инженерного мышления лежит умение самостоятельно определять порядок действий при создании продукта.Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, необходимо воспитать его как творческую личность с креативным мышлением, способную ориентироваться в мире высоких технологий и создавать новые технические решения.Одним из эффективных способов развития инженерного мышления является игра, с помощью таких инструментов как:1. КонструкторыОдним из самых популярных инструментов для развития инженерного мышления являются конструкторы. Они позволяют детям создавать различные конструкции, экспериментировать с формами и размерами, а также развивать пространственное мышление. Конструкторы могут быть как традиционными (например, LEGO), так и электронными (например, Arduino). Важно выбирать конструкторы, соответствующие возрасту и уровню развития ребёнка.2. ГоловоломкиГоловоломки — это ещё один эффективный способ развития инженерного мышления. Они требуют от детей анализа ситуации, поиска решения и применения полученных знаний. Головоломки могут быть как механическими (например, кубик Рубик), так и электронными (например, программируемые роботы).3. Моделирование Моделирование — это ещё один важный аспект инженерного мышления. Он позволяет детям создавать модели реальных объектов или процессов, а затем тестировать их на практике. Это способствует развитию навыков анализа, синтеза и принятия решений.Одним из самых эффективных инструментов для развития инженерного мышления у дошкольников являются конструкторы. Они позволяют детям экспериментировать, создавать собственные модели и конструкции, развивая при этом пространственное мышление, логику и творческие способности.Однако традиционные игры с конструкторами могут быть дополнены и усовершенствованы с помощью альтернативных методов. В своем выступлении мы рассмотрим несколько таких методов, которые можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для развития инженерного мышления детей.Например, игра «Макаронный строитель», для которой маленькими кусочками пластилина скрепляют концы макарон (спагетти - это отличный строительный материал для данной игры). Одну палочку спагетти очень легко сломать, но построив из них «инженерное сооружение», получается довольно крепкая конструкция. Эта игра направлена на развитие навыков планирования и координации. Участники учатся распределять роли и ресурсы, а также быстро принимать решения в условиях ограниченного времени. Кроме того, игра способствует развитию креативного мышления, так как участники должны найти нестандартные способы использования предоставленных материалов. Также игра «Макаронный строитель» направлена на тренировку мелкой моторики пальцев рук, что связано с развитием умственных способностей и речевых навыков.Ещё одна альтернативная игра «Зеркало». Для этой игры для начала рисуется произвольная фигура, на основе имеющихся фигурок ЛЕГО, а затем ребёнку предлагают заполнить фигуру деталями конструктора. Когда первое задание станет для детей привычным и легко выполнимым, задание усложняется – теперь им необходимо выполнить зеркальную проекцию фигуры с помощью деталей. Для детей младшего дошкольного возраста можно сделать рисунок фигуры на плоскости цветным, чтобы подбор деталей был проще. Данная игра поможет ребёнку развивать свою фантазию и творческие способности, а также моторику, пространственное мышление и стимулировать воображение.Ещё одним способом развития инженерного мышления у детей является «День без игрушек» — это образовательная инициатива, которая может стать интересным и полезным опытом для детей и взрослых. Она направлена на развитие инженерного мышления, творческих способностей и навыков решения проблем. В этот день дети и взрослые отказываются от использования готовых игрушек и материалов для творчества, а вместо этого создают свои собственные игрушки и поделки из подручных материалов.Преимущества Дня без игрушек:
  • Развитие инженерного мышления. Дети учатся создавать новые объекты, используя имеющиеся материалы и инструменты. Они учатся анализировать, какие материалы подходят для создания той или иной игрушки, и как их можно соединить и преобразовать. Это способствует развитию логического и пространственного мышления.
  • Творческие способности. Отказ от готовых игрушек и материалов стимулирует детей использовать своё воображение и творческие способности для создания уникальных и оригинальных поделок. Это развивает креативность и умение находить нестандартные решения.
  • Решение проблем. В процессе создания игрушек дети сталкиваются с различными проблемами, такими как нехватка материалов, сложность в соединении деталей или несоответствие размеров. Это учит их искать пути решения проблем, анализировать ситуацию и находить оптимальные решения.
  • Коммуникация. День без игрушек может стать поводом для общения и обмена опытом между детьми и взрослыми. Они могут делиться своими идеями, обсуждать трудности и помогать друг другу в решении проблем. Это способствует развитию коммуникативных навыков.
  • Самостоятельность. Отказ от готовых игрушек требует от детей самостоятельности и инициативы. Они учатся планировать свою деятельность, выбирать материалы и инструменты, а также контролировать процесс создания игрушек. Это развивает самостоятельность и ответственность.
  • Уважение к природе. Использование подручных материалов для создания игрушек способствует более бережному отношению к природе и окружающей среде. Дети учатся ценить и беречь природные ресурсы.
  • Экономия. Отказ от покупки готовых игрушек может помочь семьям сэкономить деньги, которые можно потратить на другие нужды.
  • Развитие мелкой моторики. Создание игрушек из подручных материалов требует точности и аккуратности, что способствует развитию мелкой моторики.
  • День без игрушек — это интересный и полезный опыт, который может помочь детям и взрослым развить инженерное мышление, творческие способности и навыки решения проблем. Это также может стать поводом для общения и обмена опытом между детьми и взрослыми.ЗаключениеТаким образом, альтернативные игры с конструкторами позволяют разнообразить традиционные методы развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Они помогают развить пространственное мышление, творческие способности, логическое мышление, внимание к деталям, коммуникативные навыки и умение работать в команде. Эти навыки будут полезны детям в будущем, когда они столкнутся с необходимостью решать сложные инженерные задачи.Однако важно помнить, что игры с конструкторами должны быть адаптированы к возрасту и интересам детей. Они должны быть интересными и понятными, чтобы дети могли получить максимум пользы от них.
    -