Публикации УРОКИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ К КУРСУ «БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: УРОКИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ К КУРСУ «БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Автор: Должинец Татьяна Николаевна

УРОКИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ К КУРСУ «БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫТ. Н.  ДолжинецМБОУ СОШ «Школа № 80», г. Кемерово, Россия, Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования предполагает организацию профильного обучения в старших классах. Одним из профилей является естественнонаучное направление. Профильные классы естественнонаучного направления могут иметь углублённое изучение предметов - биологии, химии, физики, информатики, математики, географии. С учетом того, что в начальной школе не предполагается профильность, то курс «Окружающий мир» служит предпрофильным в начальном звене подготовки школьников. Несмотря на то, что младшим школьникам до выбора профессии еще достаточно времени, вслед за рядом авторов, считаем важной подготовительную работу проводить с начального звена школьного образования. Подобный подход находит сове отражение в работах отечественных педагогов Клепининой З.А., Калининой, Л. В. [5,6]. Неумолима точка зрения, что в современной системе образования подготовка учащихся к дальнейшему обучению по естественнонаучному профилю является актуальной. Это связано с осознанием высокой значимости естественнонаучного направления образования, его вклада в формирование основ научного мировоззрения школьников, в котором человек выражает своё отношение к окружающей его природной и социальной среде [4]. Основы естественнонаучной грамотности в начальной школе во многом закладываются при изучении курса «Окружающий мир» (1-4 класс). После его освоения у школьников формируется обязательный минимум знаний согласно ФГОС начального общего образования [2]. Несмотря на многообразие общеобразовательных программ по данному курсу - они должны обеспечивать учащимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку к предпрофильной и предметной подготовке по дисциплинам естественнонаучного профиля для основной школы. Предмет «Окружающий мир» формирует у школьников начальных классов предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создает условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.При изучении курса «Окружающий мир» на уровне начального общего образования младшие школьники получают следующие исходные представления:- о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, знания о природе, человеке и обществе, разнообразии природы, народов, культур и религий мира и своей страны;- об истории своей страны, осознают свою этническую и национальную принадлежность; - осваивают простейшие методы изучения природы и общества [2].В результате изучения курса у школьников закладывается фундамент экологической и культурологической грамотности, они получают возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, осваивают элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.В основной школе содержание курса биологии способствует решению задачи по формированию научного мировоззрения школьников, которое важно для предпрофильной и предметной подготовки к дисциплинам естественнонаучного профиля школы. Так, например, раздел биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, включает основы различных биологических наук о представителях Царства Грибов, Царства Растений и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микологии, микробиологии, растениеводстве и др. Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также приветствие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Первое знакомство с вопросами данного раздела биологии происходит в курсе «Окружающий мир», что предполагается программами для 2 класса: концепции УМК «Перспектива», авторской программы  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир», а также рабочими программами для 1-4 классов их издательства «Просвещение». Согласно данным программам предполагается следующая логика изучения материала:
  • Осень (19 ч.) - Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
  • Зима (15 ч.) - Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
  • Весна и лето (19 ч.) - Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе. Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях [Программа 2 класса /Концепции УМК «Перспектива», авторской программы  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.  (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Просвещение) /включает следующие разделы].
  • В своей основе содержание раздела «Животные» курса биологии носит комплексный характер, так как здесь раскрываются такие категории специальных (зоологических) понятий, как морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, зоогеографические, палеонтологические, филогенетические, санитарно-гигиенические. Кроме того, в содержании раздела «Животные» предусмотрено развитие тех общебиологических понятий, формирование которых было начато при изучении раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: организм, его клеточное строение, единство форм и функций, обмен веществ и энергии, индивидуальное развитие организмов. Таким образом, раздел «Животные» предполагает формирование не только новых знаний, но и развитие уже имеющихся. Учебно-воспитательные задачи раздела «Животные» во многом совпадают с предшествующим разделом. Знакомя учащихся с данной темой, учитель вооружает школьников системой знаний о закономерностях жизни животных, их многообразии, сложных взаимоотношениях с окружающей природой. Это позволяет содействовать формированию научно-материалистического мировоззрения. Содержание и построение раздела в восходящем порядке позволяет углубить у учащихся убеждения в реальности исторического развития органического мира.В содержании раздела «Животные» учтены возрастные особенности учащихся и время, отводимое учебным планом на его изучение. Кроме того, в нем учитываются системы знаний, понятий о живой природе, усвоенных учащимися предшествующих учебных разделах биологии, а также общие биологические закономерности, усвоение которых непосредственно осуществляется в разделе «Животные».Первое знакомство с вопросами данного раздела биологии «Животные» происходит также в курсе «Окружающий мир» [Программа 2 класса /Концепции УМК «Перспектива», авторской программы  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.  (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Просвещение)]. Данный раздел включает следующие разделы:
  • Осень (19 ч.) - насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
  • Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день - погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю. Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
  • Зима (15 ч.) - насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных). Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
  • Весна и лето (19 ч.) - Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним. Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
  • Изучение учащимися предшествующих разделов школьной биологии («Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные») всем своим содержанием подготавливает школьников к усвоению более сложных вопросов о строении и функциях человеческого организма в разделе «Человек и его здоровье». Изучение организма человека после изучения животных логично определяет место человека в природе и научно объясняет его происхождение.В содержании раздела находят свое дальнейшее развитие общебиологические понятия о целостном организме, связи его с окружающей средой, взаимосвязи строения и функций, ведущей роли нервной системы о жизнедеятельности организмов животных и человека. Общебиологические понятия базируются на анатомических, цитологических и физиологических понятиях.При объяснении общебиологического понятия о взаимоотношении организма и среды необходимо показать, что внешняя среда для человека включает, кроме природных факторов, социальные условия жизни общества, от которых во многом зависят жизнедеятельность и здоровье человека. Следует подчеркнуть также сознательное воздействие человека на окружающую среду в процессе трудовой деятельности, ее охрану и ответственное к ней отношение, что является основой к предпрофильной подготовки данного раздела в биологии.В системе понятий раздела «Человек и его здоровье» существенное место занимают санитарно-гигиенические и медицинские понятия, которые вооружают человека знаниями в области сохранения своего здоровья, и в этом отношении значение раздела трудно переоценить. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе формирования различных категорий понятий установить объективно существующие связи между ними и сформировать знания о человеке как едином, целостном организме.Содержание раздела «Человек и его здоровье» позволяет решать все воспитательные задачи. Одно из ведущих мест в решении задач воспитания занимает развитие научно-материалистических взглядов школьников. На конкретном материале об организме человека как едином целом, обмене веществ как основном жизненном процессе, взаимосвязи строения и функции, рефлекторной нервной деятельности, происхождении человека и его качественном своеобразии создается естественно-научная база для развития мировоззренческих взглядов учащихся. При изучении организма человека есть хорошая возможность показать учащимся, что окружающий материальный мир познаваем.Проведение самонаблюдений, простейших опытов на собственном организме убеждает учащихся в познаваемости мира. Так постепенно знания преобразуются в убеждения. На примере программы 2 класса по курсу «Окружающий мир», можно проследить формирование знаний, необходимых для изучения раздела биологии «Человек и его здоровье»:
  • Осень (19 ч) - Укрепление и охрана здоровья летом и осенью.
  • Зима (15 ч) - Укрепление и охрана здоровья зимой. 
  • Весна и лето.  (19 ч)- Укрепление и охрана здоровья весной [Концепции УМК «Перспектива», авторской программы  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.  (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Окружающий мир. Рабочие программы. 1- 4 классы. Просвещение)]. 
  • Больше внимания вопросам раздела биологии «Человек и его здоровье» отводится в 3 и 4 классах:
  • Дом как мир (23 ч.) - Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет.
  • Курс «Общая биология» средней школы продолжает и завершает биологическое образование школьников. Изучение курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в начальной и основной школе по общеобразовательным программам. Например, фундаментом при изучении темы об экологии популяции, вида, биоценозе, биогеоценозе, о структурных компонентах этих экологических систем и связях между ними в средней школе, служат темы «Почему мы часто слышим слово экология?» (1 класс), «Что такое экология?», «Разнообразие животных», «Охрана животных» (3 класс), «Мир глазами эколога» (4 класс).Таким образом, анализ содержания и логики построения курса «Окружающий мир» начальной школы, показали крайне важное значение данного курса для предпрофильной предметной подготовки, на нем формируются у обучающихся основы для дальнейшего развития биологических знаний и знаний об окружающей природной среде. Библиографический список1.Бессонов, Р. В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс [Текст] Р. В. Бессонов// Педагогика. – 2006. - № 7. – С. 23-29.2.О новых требованиях ФГОС начального и основного образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 г. № 286 и № 287) Режим доступа: 3. Пугал Н. А. Профильное обучение как способ модернизации школьного образования// Дополнительное образования. – 2005. - № 11. – С. 52-54.4.Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст]/ Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Пед. о-во России, 2001.-С.52.5. Клепинина З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников средствами УМК «Окружающий мир»// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.72-766. Калинина, Л. В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира / Л. В. Калинина // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 54–58. – ISSN 0027-7371.(Дата обращения 23.03.2022).
    -