Публикации Проектная деятельность в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в начальной школе
Автор: Пичугина София Нурисламовна

Пичугина С.Н., учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 9 г. « Йошкар – Олы»Проектная деятельность в начальной школеВ рамках реализации школьных ФГОС нового поколения[2], ориентированном на повышение качества образования, актуальным является использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Данные умения приобретаются, формируются и оттачиваются в проектно-исследовательской деятельности школьников. В начальной школе, естественно, проектно-исследовательская деятельность не занимает ведущего места. Конечно, проекты, представленные младшими школьниками, не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться полноценными учебными проектами. Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». По определению проект это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [3].Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, я учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Для достижения внутреннего результата, я стараюсь процесс работы над проектом сделать как можно менее заформализованным, а наоборот, добиваюсь того, чтобы работа над проектом была интересной, значимой для каждого ребенка, глубоко осознаваемой им[2]. Понимая, что организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности, с самого начала обучения в 1 классе я готовлю обучающихся к продуктивной проектной деятельности. Для чего заранее развиваю у детей качества, значимые для проектной деятельности: во - первых, необходимые коммуникативные умения: умение спрашивать, управлять голосом, умение договариваться; во вторых, мышление: работаю над так называемой, «интеллектуальной зрелостью», которая предполагает умение выполнять сравнительный анализ, уметь вычленять существенные признаки, находить общий способ действий; в-третьих, обучаю самооценочной и оценочной деятельности: умение обоснованно и доброжелательно оценивать свою работу и работу одноклассников, выделяя недостатки, вносить конструктивные предложения.При планировании и создании проектов с детьми соблюдаю некоторые условия: 1) исхожу из особенностей когнитивного и личностного развития ребёнка - проекты должны быть посильны ребёнку, должны быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития: чем меньше ребёнок – тем проще проект; 2) обеспечиваю работу над проектом по-максимуму всеми необходимыми дидактическими, информационными и материальными средствами прямо в школе; 3) подготовку к проекту и работу над ним превращаю в интересную игру; 4) понимая, что детям младшего школьного возраста на всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого, обучаю родителей основам проектной деятельности, делаю их заинтересованными соучастниками увлекательного поиска; 5) обеспечиваю детям получение опыта работы над разными проектами: по разным учебным предметам, разной продолжительности (долговременные и кратковременные), с разным числом участников (индивидуальные, групповые, коллективные), разной направленности (познавательные, художественно-творческие, социальные).Систематическое включение проектной деятельности в образовательный процесс позволяет мне уже в работе с первоклассниками добиться таких положительных эффектов, как развитие интереса к учебному предмету и получение дополнительных знаний по теме, приучение детей к самостоятельной поисково-творческой деятельности, приобретение детьми исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять работу и доносить до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д., развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).С первоклассниками, в основном, выполняю проекты «на одном дыхании», т.е. на одном – двух уроках. Постепенно приучаю детей работать в парах, группах. Но самое главное, над чем мне приходится особенно позаботиться при организации проекта в любом классе – организация деятельности детей – нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал, построить работу по взаимодействию самих учеников…Реализуя ООП НОО, я внесла учебные проекты в календарно тематические проекты по учебным предметам: в 4 классе по русскому языку запланировано 4 проекта по 2 проекта в полугодии; по математике – 1 проект на полугодие; по литературному чтению и окружающему миру – 1 проект на полугодие, но с правом выбора темы.Дети особенно радуются, когда проект доделан ими до конца, а значит, выполнен тот или иной продукт проекта: коллаж, плакат, доклад, презентация. Важным результатом работы над проектом является выступление моих учеников перед одноклассниками и родителями.Считаю, что работа над проектом требует от учителя достаточных усилий, но, в тоже время, способствует воспитанию у учащихся значимых качеств: способность к сотрудничеству, понимание и принятие других, умение вести диалог, чувство ответственности, самодисциплина и самоорганизация, исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Список использованных источников
  • Сосновская А. А. Методы проектирования и проектная работа в школе. URL: (дата обращения: 10.10.2022).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286. URL: /assets/files/docs/Образовательные%20стандарты/
  • ФГОС%20НОО-2022./ (дата обращения: 12.10.2022).
  • Чудаева Е.В. Чем проектная деятельность отличается от проектной. URL: (дата обращения: 10.10.2022).
  • -