Публикации Использование на уроках немецкого языка SOS-модели при отработке грамматических навыков.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование на уроках немецкого языка SOS-модели при отработке грамматических навыков.
Автор: Пахомова Наталья Петровна

Использование на уроках немецкого языка SOS-модели при отработке грамматических навыков.Среди приемов работы над грамматическим материалом, позволяющих избежать в той или иной степени однообразной механической тренировки на уроке, применяемых как русскими, так и немецкими педагогами, является применение SOS-модели (Слайд 1), что расшифровывается как:Sammeln (собирать)Ordnen (Распределять)Systematisieren (систематизировать) (Слайд 2). К преимуществам использования данной модели относится (Слайд 3):- Развитие самостоятельности учащихся;- Формирование навыков анализа и синтеза;- Облегчение усвоения грамматики;- Визуализация и схематизация материала. Данная модель обучения впервые была предложена немецкими дидактами – Германом Функом и Михаэлем Кёнигом в книге «Grammatik lehren und lernen». Они описали и классифицировали различные виды визуализации, объяснили специфическую функцию грамматико-дидактической визуализации: «Визуализировать грамматику – это продемонстрировать отвлеченное наглядно».Приведём пример использования данной модели на уроке немецкого языка при отработке порядка слов в предложениях. (Слайд 4): На первом этапе проводится сбор рабочего материала. В предложенном тексте или предложениях ребята сначала ищут части речи: выделяют и подчёркивают как в русском языке: одной линией - подлежащее, двумя - сказуемое, пунктиром - дополнение, пунктиром с точкой - обстоятельство. Затем ребятам предлагается сравнить порядок слов в русских предложениях (Слайд 5):В русском языке возможен как прямой порядок слов, так и обратный (инверсия). Инверсия часто используется в художественных текстах, в лирике. Например, отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».В немецких предложениях также есть прямой и обратный порядок слов). (Слайд 6):На втором этапе работы по SOS-модели ребята выписывают из текста в два столбика все предложения: в левый столбик – предложения с прямым порядком слов, в правый – с обратным.(Слайд 7):На третьем этапе учитель подводит детей к размышлению. Ребятам предлагается сравнить предложения с прямым и обратным порядком слов и сказать, чем они отличаются. (Слайд 8): Возможные ответы детей:(Слайд 9): На порядок слов влияет наличие обстоятельства в начале предложения. В предложениях с прямым порядком слов на первом месте стоит подлежащее, за ним следует сказуемое, дополнение либо обстоятельство.В предложениях с обратным порядком слов на первом месте мы видим наречие (обстоятельство), а после него следует сказуемое, затем подлежащее и дополнение. На следующем этапе ребята составляют текст из набора предложений, в которых все слова даны вразброс. Это этап закрепления усвоенных знаний на практике.(Слайд 10):Более сложный уровень задания может включать в себя подбор предложений под указанные схемы порядка слов: (Слайд 11): Данные упражнения взяты из учебников немецкого языка линейки УМК И.Л.Бим и Л.И. Рыжовой. Когда детям предлагается задание ответить на вопросы, мы всегда используем сами вопросы для построения ответов, применяя прямой порядок слов. Например,(Слайд 12): Ребятам уже предложено начало ответа, нужно дополнить предложения по смыслу. При отработке и закреплении тематической лексики также используем работу с порядком слов, напоминаю ребятам порядок слов. И ребята составляют предложения из предложенных словосочетаний, используя прямой порядок слов.(Слайд 13): На отработку навыков составления предложений в учебниках часто предлагаются задания – конструкторы предложений:(Слайд 14): Я всегда немножко усложняю задание, предлагая затем ребятам перевод предложений с русского языка на немецкий. Для этого они используют тот же самый конструктор предложений с учебника.Использование SOS-модели повышает активность учащихся, самостоятельность, развивает навыки анализа и синтеза. Применяя эту модель, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визуализируют его с помощью схемы или рисунка и применяют новую грамматическую конструкцию при решении конкретной коммуникативной задачи. А это всё, в свою очередь, является инструментами формирования критического мышления в системно-деятельностном подходе на уроках иностранного языка, что соответствует требованиям образовательных стандартов.
-