Публикации Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.
Автор: Ридных Ольга Владимировна

Особенности проведения за Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения - дело государственной важности. Значительную роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы народного образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие. Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровьем ребенка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемыми в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. Следовательно, целесообразно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, наличие конкретных заболеваний, степень двигательной активности и др.), с другой — воздействовать на наиболее зрелые ведущие функции, оказывая тем самым положительное влияние на развитие других функций. Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Человеческий интеллект неразрывно связан с человеческой подвижностью и деятельностью рук. У детей с нарушением речи, как правило, отмечаются психические отклонения в отделах головного мозга, влекущие общую медлительность или, наоборот, психическую неуравновешенность. У них ослаблена мелкая мускулатура рук, возникает проблема в концентрации и устойчивости внимания, повышена общая утомляемость. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением речи не всегда понимают требования руководителя физического воспитания. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются раскоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность. Организация физкультурных занятий в логопедических группах - процесс непростой. Осложняется он тем, что помимо нарушения речи, у таких детей наблюдается задержка психического развития, нарушение поведенческих нормативов. Поэтому, планируя физкультурные занятия в этих группах, необходимо учитывать имеющиеся проблемы:- гипердинамия или гиподинамия (мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса);- нарушение общей моторики (лазание, прыжки в длину, метание);- нарушение ручной моторики;- общая скованность и замедленность выполнения движений;- дискоординация движений;- несформированность функций равновесия;- недостаточное развитие чувства ритма;- нарушение ориентировки в пространстве;- замедленность процесса освоения новых движений;- нарушение осанки (сколиоз), плоскостопие;- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости). Совсем необязательно, что у детей наблюдаются все эти проблемы. Но даже наличие одной из этих проблем обязывает инструктора по физической культуре продумывать занятие так, чтобы оно носило индивидуально-коррекционный характер. При планировании занятий в логопедических  группах, обязательно применять:- дробность предлагаемых нагрузок;- проведение психогимнастики (упражнения «замерзли», «улыбнулись» и т.д.);- динамические паузы;- подвижные игры с последующим «сбросом» накопившихся эмоций;- включение специфических упражнений, развивающих крупную и мелкую моторику, автоматизмы движения рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы (игра в «классики», упражнения с мячом и т.д.);- элементы логоритмики (движения, которые сочетаются с речевым сопровождением-звуком, словом, фразой, стихами и т.д.). Они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению;- пальчиковая гимнастика с использованием игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей;- упражнения на релаксацию, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное напряжение;- дополнительные виды занятий (хореография, детский фитнес, игры с мячом). При работе с детьми, страдающими дисфункцией речи, можно выделить несколько направлений при занятиях физическим воспитанием:1. Общеукрепляющие физические упражнения для поддержания тонуса всего организма.2. Пальчиковая гимнастика - это сгибание и разгибание пальцев рук кистями одновременно и по очереди; игры - упражнения на изображение различных животных и их повадок.3. Упражнения с мячом различного диаметра. 4. Закаливающие процедуры (особенно необходимы детям с функциональным нарушением речи, так как они способствуют улучшению регулирующей функции головного мозга).Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведёт к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому легко возбудимым детям закаливание контрастными процедурами может принести вред; им показаны только успокаивающие процедуры - прогулки на воздухе, обтирание, теплые ванны перед сном.5. Дыхательные упражнения (их необходимо сочетать с другими упражнениями, в связи с повышенной утомляемостью детей).6. Специальные комплексы упражнений на разгрузку центральной нервной системы. 7. Особое место отводится играм и спортивным развлечениям, так как с помощью таких мероприятий дети получают психо-эмоциональную разгрузку, заряд хорошего настроения, учатся сотовариществу и взаимовыручке. Подвижные игры занимают особое место вразвитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра — это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников — способ познания окружающего. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. В заключении можно сказать, что при работе с ослабленными детьми ведущее место занимает физкультура, так как, чем больше ребенок совершает движений, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизнедеятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатывается и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. В результате, образуется много новых условных рефлексов; дети становятся активнее, внимательнее; улучшается координация движений, создается бодрое, радостное настроение. Таким образом, физические упражнения оказывают положительное влияние на все, без исключения, системы и органы ребенка.
-