Публикации
Конспект урока по физике 7 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по физике 7 класс
Автор: Ручьева Ирина Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по физике 7 класс
Автор: Ручьева Ирина Борисовна
Урок физики по теме "Плотность вещества".Класс: 7УМК: Перышкин А.В.Тип урок: урок открытия нового знания. Цель урока:Содержательная: Создать условия для формирования представления о новой величине “плотность” и единицах её измерения, научить вычислять плотность вещества, а также массу и объем тела по известной плотности.Деятельностная:формировать новые способы деятельности (умения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, задавать и отвечать на действенные вопросы, обсуждать проблемные ситуации, оценивать свои действия и свои знания; расширение кругозора учащихся.Задачи урока:- выяснить, от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;- охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;- определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления. способствовать развитию универсальных учебных действий:- познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;- личностных УУД: осознание личностного значения изучения темы;- регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;- коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.Планируемые результаты:Предметные УУД: Сформировать понятия «Плотность» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения физики, показать социальную значимость изучаемого материала.Личностные УУД(ЛУУД):• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.Регулятивные УУД(РУУД):• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.Учащиеся получат возможность научиться:самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД(КУУД):• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;Учащиеся получат возможность научиться:учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД(ПУУД):• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;Учащиеся получат возможность научиться:ставить проблему, аргументировать её актуальность; искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. Дидактические средства: лабораторное оборудование (весы, металлические цилиндры, мензурка), брусок мыла, большой камень, компьютер, мультимедийный проектор, презентацияОрганизационный момент 1 минЦель: психологически настроить учащихся на учебную деятельностьУчитель приветствует класс, проверяет готовность к занятиюУчащиеся приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к урокуСоздание проблемной ситуации 3 минутЦель: организация учащихся по принятию познавательной задачи.Постановка проблемы. (беседа учителя с классом)На столе лежит деревянный брусок. Как используя только линейку определить его массу?Затрудняетесь? Мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.Возьмем три цилиндра одинакового объема. Как вы думаете, а массы будут одинаковыми или разными?Появились две точки зрения. В физике что является подтверждением истинности того или иного высказывания?Проверяем гипотезы на опыте.Опыт показал, что масса цилиндров разная.Какой вывод можно сделать из этого опыта?Целеполагание, постановка учебной задачи 3 минКак Вы думаете, есть ли связь между массой, объемом тела и родом вещества?Влияет ли род вещества на массу тел при одинаковом или разном объеме?Сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Физики говорят, что тела различаютсясвоей плотностью.Определите цели урока.Какова тема урока?Актуализация знаний 5 минЦель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.- Какую физическую величину изучали на прошлом уроке?- Для этого нам сейчас с вами нужно вспомнить понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке.Повторим физическую величину – массу.Вам предлагается дополнить предложенные высказывания. На столе лежат листочки с заданиями, учащиеся читают задания, отвечают фронтально.Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют ……Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется …Обозначение массы …Единица измерения массы …Прибор, с помощью которого измеряют массу тела …- А теперь повторим то, что вы знаете про физическую величину – объём.Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?А как найти объем цилиндра?(Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию)Изучение новых знаний 8 минЦель: обеспечить восприятие, осмысление, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изученияНа экране через мультимедийный проектор выводится опорный конспект про плотность. Учитель рассказывает про плотность с опорой на конспект. Затем раздает карточки с опорным конспектом, учащимся, они приклеивают его в тетрадь. Учитель повторяет свой рассказ, учащиеся следят за рассказом по своей тетради. Плотность - физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.Чтобы найти плотность вещества необходимо определить массу и объем тела.Введем обозначения:m — масса тела;V — объем тела;ρ — плотность тела (ρ — греческая буква «ро»).Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется:Очень важно заметить, что одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность.Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда — 900 кг/м3, а водяного пара (при 0 °С и нормальном давлении) - 0,59 кг/м3.Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому при решении задач можно пользоваться таблицами 2, 3, 4 учебника, либо таблицами задачника.Ученики находят таблицы в учебнике. Работа с таблицей стр. 63-64. Сравнить плотности разных веществ, назвать вещество с самой большой плотностью и самой маленькой.Первичная проверка понимания изученного 5 минЦель: фиксация полученных знаний при решении задач.Учитель: Теперь введя понятие плотности, давайте вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Как же можно измерить массу деревянного бруска с помощью линейки? Ученики: Учащиеся называют способ нахождения массы, наиболее активный учащийся вызывается к доске решать задачу на нахождение массы. Измеряют размеры бруска, рассчитывают объем, по таблице определяют плотность вещества, а далее по формуле массу бруска.Применение новых знаний, обобщение и систематизация 10 минЦель: фиксация полученных знаний при решении задач.Организуется 2 группы (2-3 человека) из желающих учеников определить плотность камня и плотность мыла. Выбирают нужное оборудование, выполняют поставленную задачу. Переносят решение на доску, чтобы познакомить класс с результатами своей работы.С остальными учениками решают задачи на доске. Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. Вызывается один ученик и записывает решение задачи на доске.Масса детали 34 г, а объем 4 см³. Определите, из какого вещества изготовлена деталь 2. Бетонная плита имеет объем 0,24 м³ и массу 552 кг. Определите плотность бетонаКонтроль и самоконтроль, коррекция 4 минНебольшая тестовая работа по проверке знаний по изученной теме.Отвечать в карточке (листочки на столе). Далее проверяем себя по ключу.Тест1. Плотностью называют…А )физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.в) физическое явление.г) физическое тело.2. В системе СИ плотность измеряется в…а) г/см3.б) г/л.в) кг/м3. г) м3/кг3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы.б) от его объёма.в) от его размеров. г) нет правильных ответов4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…а) такого же стакана со спиртом.б) такого же стакана с молоком.в) такого же стакана с чистой водой.г) такого же стакана с мёдом5. При замерзании воды плотность её вещества…а) может и увеличиваться, и уменьшаться.б) уменьшается.в) увеличивается. г) не меняетсяУчащиеся выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. 1. б 2. в 3. г 4. а 5. б Подведение итогов урока, рефлексия 2-3 минЦель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целейАктуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:сегодня я узнал: было интересно: было трудно: я почувствовал, что: я приобрел: я научился: я смог: я попробую: меня удивило: урок дал мне для жизни: Домашнее задание 1–2 минЦель: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.Параграф 22, прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3).Творческое задание. Определить плотность сахара-рафинада. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.
