Публикации СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)
Автор: Юрченко Ирина Андреевна

Юрченко Ирина Андреевна, учитель высшей квалификационной категории по предмету «Труд (технология)», МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», Республика ХакасияСОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) Развитие творческих способностей является важным фактором самореализации и социализации учащегося, способствует раскрытию его потенциала, побуждает заниматься самообразованием и самовоспитанием. Поэтому проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед образованием, которое непременно отталкивается от запросов современного общества. И решение этой проблемы невозможно без совершенствования образовательной среды. Понятно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих повысить качество образовательного процесса , является метод проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Метод проектов дает ощутимый эффект в работе с детьми. Чаще всего учащиеся для проектов выбирают темы при изучении таких разделов как: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла». Именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество. В кабинете труда и мастерских нашей школы созданы все условия для работы над творческим проектом: имеется необходимое оборудование и инструменты, а также примеры проектов, презентации, правила написания пояснительной записки, лучшие работы, которые участвовали в разных конкурсах. Все это побуждает учащихся к выполнению проектов. Решая задачу развития всесторонне развитой творческой личности, я считаю, что в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям. На уроках труда (технологии) мы используем различные способы организации учебной деятельности, отвечающие принципам личностно-ориентированного подхода: тестовые задания; работа в малых группах (это улучшает психологический климат, даёт возможность активизировать всех учащихся); письменный опрос; решение кроссвордов; метод проектов; взаимопроверка; использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением.В результате обучения учащиеся на уроках технологии производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других конструкционных материалов). Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания.  Следовательно, основа уроков труда – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике. Таким образом, личностно-ориентированное обучение открывает буквально перед каждым, даже перед самым трудным в интеллектуальном развитии школьником, те сферы развития, где он может проявить себя и достичь вершин творчества. Для повышения активности учащихся на уроках использую приемы проблемного обучения. Проблемный метод побуждает учеников к размышлениям, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Например, при выполнении практической работы по изготовлению различных изделий ученики получают образцы поэтапного выполнения работы и после анализа поставленных перед ними наводящих вопросов они самостоятельно формулируют алгоритм изготовления. Таким образом, нестандартные формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач и развитие творческих способностей каждого ученика. Создание ситуации успеха, способствующей реализации творческого потенциала учащегося – это необходимое условие формирования нравственной, творческой личности, обладающей целостным представлением о мире.Список источников:
  • Павлова М.Б., Пит Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2023.
  • Шлинке Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2022.
  • Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. – 2014. – № 02 (февраль). – ART 14037. – 0,5 п. л. – URL: 2014/14037.htm.
  • -