Публикации
Конспект дефектологического занятия по развитию мышления для дошкольников 3-4 лет
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект дефектологического занятия по развитию мышления для дошкольников 3-4 лет
Автор: Безукладникова Анастасия Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект дефектологического занятия по развитию мышления для дошкольников 3-4 лет
Автор: Безукладникова Анастасия Вадимовна
Конспект дефектологического занятия Тема: «В гостях у Мишки» Возраст: 3-4 года Группа: Группа компенсирующей направленности (ЗПР, ТНР) или группа общеразвивающей направленности. Цель: Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение) через практические действия с предметами. Задачи: Коррекционно-развивающие:-Развивать наглядно-действенное мышление (через практические пробы с предметами).-Формировать умение сравнивать предметы по величине (большой-маленький) и цвету (основные цвета).-Развивать умение собирать разрезную картинку из 2-х частей.-Совершенствовать зрительное восприятие и внимание («Найди пару»). Образовательные:-Закреплять знания основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).-Закреплять понятия «большой» — «маленький».-Актуализировать и расширять словарь по теме «Игрушки», «Одежда». Воспитательные:-Воспитывать положительное отношение к занятию, умение доводить начатое дело до конца.-Формировать навыки элементарного самоконтроля. Оборудование:Демонстрационное: Большая мягкая игрушка Мишка, две корзинки (большая и маленькая), домик для Мишки. Раздаточное:Парные картинки с изображением игрушек (по 2 штуки на каждый предмет, например, 2 мяча, 2 куклы и т.д.). Разрезные картинки (из 2-х частей) с изображением знакомых предметов (мяч, матрешка, елочка). Пирамидка или стаканчики-вкладыши (4-5 элементов). Набор фигур (или мисочки) двух размеров и четырех основных цветов. Структура и содержание занятия: 1. Организационный момент (2-3 минуты)Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу.Дефектолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел Мишка. Он принес много интересных заданий. Давайте с ним поздороваемся!»Игра «Поздоровайся с Мишкой»: Дети по очереди гладят игрушку, говорят «Здравствуй, Мишка». (Работа на установление контакта, тактильное взаимодействие). 2. Основная часть (12-15 минут)а) Игра «Найди пару» (3-4 минуты)Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, операции сравнения.На столе перед ребенком лежат 3-4 картинки. Дефектолог дает ему одну картинку и просит найти такую же.Дефектолог: «Посмотри, у Мишки есть мячик. Он потерял свой второй мячик. Помоги ему найти такой же!» Ребенок находит пару.Упражнение повторяется 2-3 раза с разными картинками. При необходимости дефектолог помогает, указывая жестом или подсказкой: «Посмотри внимательнее».б) Игра «Сложи картинку» (3-4 минуты)Цель: Развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.Дефектолог показывает целую картинку, например, яблоко. Затем берет разрезную картинку из 2-х частей (разрез по горизонтали или вертикали).Дефектолог: «Ой, картинка сломалась! Давай ее починим». Ребенок складывает части. Если возникают трудности, дефектолог помогает: «Давай повернем эту часть. Посмотри, чтобы линии совпали».в) Игра «Большие и маленькие» (3-4 минуты)Цель: Развитие операции сравнения по величине, зрительно-моторной координации.На столе лежат большие и маленькие фигурки (или мисочки) разного цвета.Дефектолог: «Мишка хочет навести порядок. Давай сложим большие игрушки в большую корзину, а маленькие — в маленькую».Ребенок сортирует предметы. Дефектолог комментирует: «Правильно, это большой красный кубик, он идет в большую корзину. А это маленький желтый кубик, его положим сюда».г) Игра «Собери пирамидку» (3-4 минуты)Цель: Развитие наглядно-действенного мышления, ориентировки на величину.Дефектолог разбирает пирамидку (или стаканчики-вкладыши) и предлагает ребенку собрать ее.Дефектолог: «Давай поможем Мишке собрать пирамидку. Сначала найдем самое большое колечко... Теперь поменьше...»Если ребенок ошибается, дефектолог не исправляет его сразу, а дает возможность самому обнаружить ошибку (колечко не надевается). Помогает наводящими вопросами: «Это колечко подходит? Давай попробуем другое». 3. Динамическая пауза (1-2 минуты)Цель: Смена вида деятельности, профилактика утомления.Дефектолог: «Мишка устал и хочет с тобой потанцевать. Давай повторим за ним!»Проводится под веселую музыку.«Мишка топнет ногой раз, два, три».«А теперь похлопает: раз, два, три».«Покружимся с Мишкой». 4. Заключительная часть (2-3 минуты)Цель: Подведение итогов, рефлексия, создание ситуации успеха.Дефектолог: «Молодец! Как здорово ты помог Мишке: нашел все пары, починил картинки, разложил игрушки и собрал пирамидку! Мишка очень рад и дарит тебе наклейку (или штамп на руку)».Ребенок прощается с Мишкой.Дефектолог: «Занятие окончено. До свидания!» Примечания: Для детей с ЗПР: Увеличить количество наглядных подсказок, повторений. Шаг за шагом сопровождать действия речевой инструкцией. Чаще использовать прием «рука в руке» на начальном этапе. Для детей с РАС: Четкая структура занятия, использование визуального расписания (картинки, обозначающие этапы занятия). Минимизация лишних раздражителей. Предпочтение невербальным формам работы (пазлы, сортеры). Для детей с ТНР: Активно сопровождать все действия простой, четкой речью. Стимулировать ребенка к проговариванию простых слов («там», «тут», «дай», «на») и звукоподражаний («бух», «вот так»). Не требовать правильного произношения, главное — коммуникативная попытка. Важно: Не перегружать детей информацией, давать им время на обработку и усвоение новых знаний. Использовать наглядные материалы, которые легко воспринимаются детьми. Чередовать виды деятельности, чтобы поддерживать интерес к занятию. Хвалить детей за их успехи, даже самые маленькие. Продолжительность занятия строго индивидуальна и зависит от работоспособности ребенка. Основной принцип — закончить на положительной ноте, пока ребенок еще не устал.
