Публикации Методическая разработка: «Особенности асоциальных подростковых групп».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Особенности асоциальных подростковых групп».
Автор: Ахмедова Шахризат Ясимовна

Методическая разработка: «Особенности асоциальных подростковых групп». Все реже и реже увидишь стену, забор не украшенную разноцветными надписями – словами  и лозунгами, вестниками меняющегося молодежного сознания.Многие молодые люди разрывают с общепринятыми ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру и иными приоритетами и иным стилем поведения, которые придают смысл повседневной жизни.Субкультура – в широком понятии – все, что создано человеческим обществом для людей и людьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.По мнению А. В. Мудрика субкультура представляет собой – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «МЫ», отличного от «ОНИ» (остальные представители социума).Субкультура имеет ряд  определенных признаков:
  • Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры;
  • Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулярного влияния;
  • Статусная структура, т.е. положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для него жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием;
  • Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, рассчитанные на носителей данной субкультуры;
  • Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы проведения досуга, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися у них возможностями, а так же модой;
  • Жаргон, своеобразный диалект, отличающий ее носителей;
  • Фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
  • Существует достаточно много типологий (классификаций) направленности деятельности молодежных групп (субкультур). Остановимся на одной из них.Одна из наиболее распространенных типологий предлагает следующее деление существующего многообразия групп на:
  • Просоциальные групп, направленность которых согласуется с поощряемыми обществом ценностями и установками.
  • Асоциальные группы, направленность которых не согласуется с устоявшимися в обществе ценностями и нормами. Члены этих групп ведут совместный асоциально-криминальный образ жизни и совершают различные правонарушения.
  • Антисоциальные (криминагенные) группы, характеризуются большей замкнутостью, круговой порукой, преступной деятельностью.
  • Остановимся подробно на асоциальных группах, а также движении футбольных фанатов и скинхедов, которые являются яркими представителями данной группы.За последние годы футбольный фанатизм в России бурно развивается и с ним происходит множество различных изменений. Тем не менее, по непонятным причинам этот объект не вызывал серьезного научного интереса со стороны российских социологов и психологов. На Западе этот объект давно подлежит глубокому изучению. Это легко объяснить тем, что в европейских странах фан-движение приняло значительно большие масштабы, задействовало значительно большие ресурсы и вызвало больше проблем.К настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране. Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты.Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, алисоманов, панков и т.д. Как правило, это "агрессивные" субкультуры, представители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре. Особая тема – футбольные фанаты и национализм.Таким образом, фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе субкультура была перенесена на российскую почву, где она, впрочем, с успехом приживается. Основной характеристикой футбольного фанатизма является агрессия, активное противопоставление своей группировки другим, физическое уничтожение «чужака». В настоящее время все больше детей становятся членами фан-групп, что вызывает серьезное беспокойство родителей и педагогов.Еще одной агрессивной субкультурой являются «Скинхеды».Скинхедами или «скинами» называют участников относительно нового неформального движения, возникшего в Англии, Европе, Америке во второй половине 20 века. Слово «скинхед» происходит от слияния двух слов skin (кожа) и head (голова) и в буквальном переводе означает «кожаная голова».В России представители скин-движения предпочитают называть себя бритоголовыми. У них существуют свои обычаи и традиции, своя музыка и культура.  По сравнению с другими молодежными неформальными группами российские бритоголовые обладают довольно сложной идеологией. Большинство скинхедов в России исповедуют крайне расистские взгляды с уклоном в сторону фашизма и национализма. Движение скинхедов является наименее изученным и одним из самых новых в России.В настоящее время школа столкнулась с тем, что чаще и чаще учащиеся вовлекаются в деятельность асоциальных подростковых субкультур. И задача педагогов во время выявить обучающихся, склонных к асоциальным действиям и провести профилактическую работу.Развитие личности подростка проходит очень интенсивно, поэтому, для выявления и предупреждения социальных и психологических отклонений в поведении ребенка педагогу-психологу следует проявлять особую тонкость в работе с такими детьми. При проведении профилактической работы с подростками важно научить их психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа "Я", чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально - позитивными средствами.Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков имеет смысл лишь в том случае, если осуществляется на основе:
  • успешности учебной деятельности (учения);
  • эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
  • психологической защищенности. 
  • Нами был  разработан комплекс мероприятий по профилактике делинквентного поведения подростков.Подбор мероприятий проводился в соответствии с 3 блоками:
  • Когнитивный;
  • Эмоциональный;
  • Поведенческий;
  • Все мероприятия соответствуют возрастным особенностям детей.Цель: психолого-педагогическая профилактика делинквентного поведения подростков.Задачи:
  • содействовать формированию знаний о делинквентном поведении;
  • заложить основы осознанной конструктивной деятельности у учащихся;
  • способствовать совершенствованию у учащихся навыков трудовой деятельности;
  • осуществить информационно-просветительскую работу с родителями учащихся.
  • Комплекс мероприятий предусматривает цикл занятий. Занятия проводятся с соблюдением основных требований в процессе работы:
  • непринужденные дружеские отношения с детьми;
  • принятие детей такими, какие они есть;
  • отсутствие комментариев со стороны взрослого во время тренингов;
  • уважение чужого мнения;
  • Для достижения цели и задач комплекса были выделены три основных направления работы:
  • воздействие на разум;
  • воздействие на чувства и эмоции;
  • воздействие на поведение.
  • Первое направление включает в себя информационный блок. Мы информируем детей, а также их родителей, о том, что такое делинквентное поведение, и какие бывают последствия данного поведения.Второе направление включает в себя просмотр познавательного фильма о данном типе поведения, а также различные тренинги.Третье направление включает в себя закрепление полученных навыков, а также воспитание через общественно-полезную деятельность.В процессе реализации обозначенных трех направлений применяются разнообразные приемы и формы работы, а именно:
  • Беседа;
  • Показ фильма;
  • Игра;
  • Труд;
  • Перевоспитание;
  • Диагностика;
  • Занятия проводятся в течение 3-х месяцев.В целом, процесс профилактики делинквентного поведения подростков можно обозначить двумя основными движущими силами благотворного воздействия на становление личности несовершеннолетних - это воспитание и образование.Разработанный нами психолого-педагогический проект по профилактике делинквентного поведения подростков, содержащий методы и приёмы, может быть использован педагогами-психологами в образовательных учреждениях.
    -