Публикации Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Научный руководитель Марунченко А.Н.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Научный руководитель Марунченко А.Н.
Автор: Аврошенко Ринат Александрович

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеЧукотского автономного округа«Чукотский многопрофильный колледж»(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТпо учебному предмету: индивидуальный проектТема: Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности Руководитель работы: Марунченко А.Н.Выполнил: Аврошенко Ринат Александрович Группа: 446-01Работа защищена с оценкой ___________ «____» _______________________2024 г.Анадырь 2024СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕДеятельность – это взаимодействие человека с окружающей средой для достижения какой-либо цели. Если деятельность связана с конкретными действиями, то она носит название физической. Если же рассматриваются психические процессы, в ходе которых человек планирует свои дальнейшие действия, то говорят об умственной деятельности. Процессы физической и умственной деятельности человека имеют тесную взаимосвязь. Понимание особенностей данной взаимосвязи во многом может способствовать расширению представлений о данной области, что обуславливает высокий уровень актуальности настоящей работы.Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.Физическая деятельность – деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство). Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.Взаимосвязь физической и умственной деятельности заключается в том, что они дополняют друг друга. Правильно и грамотно организованная физическая активность может оказать благоприятное влияние на умственную способность и работоспособность в целом.Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники умственного труда, студенты пытаются уменьшить физические нагрузки, тем самым, подрывая свое здоровье. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.Актуальность работы в том, что в наше время остро встает вопрос физического развития, т.к. современные условия труда, орудия, устройства, позволяют человеку не сталкиваться с физической деятельностью.Цель изучить функциональную активность человека и найти взаимосвязь физической и умственной активности.Задачи:
  • Познакомиться с понятием физической и умственной деятельности.
  • Изучить функциональную активность человека.
  • Выявить средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
  • Рассмотреть утомление при физической и умственной работе.
  • Провести социальное исследование с помощью анкетирования и опроса
  • Разработать макет плаката на тему: «Функциональная активность человека».
  • Объект исследования – функциональная активность человека.Предмет исследования – взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ1.1. Функциональная активность человекаФункциональная или двигательная активность принадлежит к числу главных факторов, которые определяют уровень обменных процессов всего организма, а также состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она тесно связана с тремя основными аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение всей жизни человека может играть различные роли. Потребность каждого организма в двигательной активности индивидуальна и непосредственно зависит от большого количества физиологических, социально-экономических и культурных факторов. Уровень потребности человека в двигательной активности в существенной мере обуславливается генетическими и наследственными признаками. Для корректного развития и функционирования организма и сохранения здоровья нужен определенный уровень физической активности.Физические упражнения активизируют двигательный режим, благодаря чему совершенствуются функции систем, регулирующих кровообращение, улучшают сократительную способность миокарда, предупреждают разнообразные заболевания сердечно-сосудистой системы. Благодаря физическим тренировкам человек может развивать физиологические функции своего организма, физические качества, двигательные качества, повышать умственную и физическую работоспособность.Феномен низкой двигательной активности обозначают понятиями «гипокинезия» и «гиподинамия».Одной из активностей является активный отдых. Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках и при включении в работу мышц-антагонистов.Физкультура также играет существенную роль. Под воздействием физических упражнений резко увеличивается приток импульсов в кору головного мозга, что способствует более быстрому приведению всех систем организма к повышенной работоспособности и активному двигательному действию. Различные физические упражнения, которые выполняются после сна на свежем воздухе, будут оказывать положительное действие на функциональную деятельность личного состава. В результате их влияния увеличивается число эритроцитов и гемоглобина в крови, а результатом будет повышение кислородной емкости крови [2].Не маловажным является использования методов самоконтроля за функциональным состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики. При возникновении недостатка движения, а также с возрастом возникают негативные изменения в организме. Также большое значение физических упражнений и двигательной активности в целом заключается в том, что они повышают устойчивость организма в отношении к действию целой совокупности различных неблагоприятных факторов. В качестве примера – это пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые виды яда, радиация и др.Стрессы оказывают на организм человека очень сильное разрушительное влияние. Положительные эмоции, наоборот, способствуют нормализации большого числа функций. Двигательная активности в течении дня способствует сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка имеет сильное антистрессовое действие.1.2. Взаимосвязь умственной и физической деятельностиУ большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Для отражения взаимосвязи данных феноменов применяется понятие физической культуры. Под этим термином подразумевается совокупность достижений и творчества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий для направленного физического развития, и совершенствования всех возрастных групп населения.[3]
  • Физический труд - вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.
  • Умственный труд - деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории.
  • Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культурыПереутомление, возникающее в результате умственной или физической деятельности, всегда граничит с заболеванием. Знание основ физического поддержания организма может способствовать восстановлению организма.Для эффективной деятельности мозга необходимо, чтобы нему поступали импульсы от разных систем организма. Благодаря работе мышц во время физической деятельности в мозг поступает большое количество нервных импульсов, которые обогащают его и поддерживают в работоспособном состоянии. При этом при осуществлении умственной деятельности в организме усиливается электрическая активность мышц, напрягается скелетная мускулатура. Чем выше нагрузка на мозг и сильнее умственное утомление, тем больше генерализованное мышечное напряжение.Интеллектуальная работоспособность поддерживается благодаря чередующимся напряжением и сокращение различных мышечных групп с ритмическим последующими расслаблением и растяжением. Эти движения присущи, например, бегу, ходьбе, катанию на коньках, ходьбе на лыжах.[4]Важно отметить, что интенсивность физической деятельности должна быть именно того уровня, при котором наилучшим образом достигается максимальная планка работоспособности. То есть небольшие физические нагрузки не окажут существенного воздействия, а чрезмерные – приведут к переутомлению и, напротив, к значительному снижению работоспособности.Двигательная активность – это одно из условий формирования и развития адаптации к умственным нагрузкам. При этом двигательная активность может быть, как оптимизирующим, так и дезадаптивным фактором – в случае нерационального ее применении. Физкультура же вызывает перестройки различных функций организма, воздействует на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, количество переработанной информации. Условием эффективной интеллектуальной деятельности является не только «тренированный» мозг, но и тренированное тело, помогающее нервной системе справляться с умственными нагрузкам.Итак, как видно, в современном мире, физическая деятельность отошла на второй план, уступив место интеллектуальной, очень важно не забывать о жизненной необходимости первой, т.е. физической деятельности. И эта необходимость заключается не только в поддержании нормального физического состояния тела человека, но и для осуществления эффективной умственной деятельности.В системе человеческих ценностей и приоритетов одно из важнейших мест занимает здоровье как процесс сохранения и развития его психических и физиологических функций, оптимальной работоспособности. Для государства здоровое население является основой.[5]ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ2.1 Обоснование социального исследованияСоциальное исследование проводилось с помощью двух методов: анкетирование и опроса. Учащимся Чукотского многопрофильного колледжа было предложено ответить на 10 вопросов представленной ниже анкеты.Анкета1.Как связаны физическая и умственная деятельность человека:а) Физическая активность играет важную роль в повышении умственной деятельности б) Умственная и физическая деятельность глубоко отвечает за работу мозга в) Обе деятельности способствуют профилактике и лечению неинфекционных проблем 2. Что такое двигательная активность? а) Работа, включающая в себя сумму всех движенийб) Работа, включающая в себя качество и количество движенийв) Мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую форму3. Как вы думаете, лёгкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность?а) даб) нетв) затрудняюсь ответить4. Небольшие физические нагрузки оказывают необходимого воздействия?а) Даб) Нет5. Наблюдается ограничение двигательной активности у большинства людей?а) Даб) Нет 6. Благодаря физическим тренировкам может развивать физиологические функции своего организма?а) Даб) Нет7. Функциональная и двигательная активность принадлежит числу главных факторов?а) Даб) Нет8. Феномен низкой двигательной активности обозначают понятиями?а) Гипокинезия б) Гиподинамия9. Интеллектуальная работоспособность не поддерживается благодаря чередующимся напряжением и сокращение различных мышечных групп?а) Даб) Нет 10. Для отражения взаимосвязи данных феноменов применяется понятие:а) Физической культуры б) Функциональной активностьюв) Двигательной системой АнкетаВ процессе анкетирования в социологическом исследование приняло участие 4 человека. Средний возраст учащихся составил 16-18 лет. В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты. Ответы первого вопроса анкеты показали, что 25% респондентов считают, что физическая активность играет важную роль в повышении умственной деятельности и также 25% считают, умственная и физическая деятельность, 50% утверждают, что обе деятельности способствуют профилактике и лечению неинфекционных проблем.(см. рис. 2.1).Рис. 2.1 Ответы на вопрос №1: Как связаны физическая и умственная деятельность человека?Получив ответы на второй вопрос анкеты, 50 % респондентов решили, что включает в себя сумму движений, 75% считают, что работа включает в себя качество и количество движений, 0% учащихся ответили, что другое (см. рис.2.1) Рис. 2.2 Ответы на вопрос №2: Что такое двигательная активность?Полученные результаты ответов третьего вопроса анкеты показали, что 100%, что «да», 0% респондентов говорят «нет» (см. рис. 2.2).Рис. 2.3 Ответы на вопрос №3: Как вы думаете, лёгкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность?Результаты четвёртого вопроса анкеты говорят о том, что только 25%, говорят, что да, остальное 75% говорят нет (см. рис. 2.3).Рис. 2.4 Ответы на вопрос №4: Небольшие физические нагрузки оказывают необходимого воздействия? На пятый вопрос анкеты только 100% опрошенных ответили «да», 0% - ответили «нет» (см. рис. 2.4).Рис. 2.5 Ответы на вопрос №5: Наблюдается ограничение двигательной активности у большинства людей?Результаты ответов на шестой вопрос анкеты показали, что 100% людей говорят «да», 0% - сказали «нет» (см. рис. 2.5).Рис. 2.6 Ответы на вопрос №6: Благодаря физическим тренировкам может развивать физиологические функции своего организма?Седьмой вопрос анкеты был одним из важных в исследовании. Так, только 100% респондентов считают, что «да», 0% – говорят «нет» (см. рис. 2.6). Рис. 2.7 Ответы на вопрос №7: Функциональная и двигательная активность принадлежит числу главных факторов?Результаты ответов восьмого вопроса позволили нам получить обстоятельства, при которых учащиеся могут следовать здоровому образу жизни. Так 50% опрошенных считают, что применяется понятие физической культуры, 15 % людей считают, что применяется функциональной активностью, а 25% людей применяется двигательная система (см. рис. 2.7). Рис. 2.8 Ответы на вопрос №8: Для отражения взаимосвязи данных феноменов применяется понятие:Ответы на девятый вопрос анкеты показал мнение учащихся о отражении взаимосвязи данных феноменов. Так 100% сказали «да», 50% - ответили «нет» (см. рис. 2.8).Рис. 2.9 Ответы на вопрос №9: Интеллектуальная работоспособность не поддерживается благодаря чередующимся напряжением и сокращение различных мышечных групп?В десятом вопросе анкеты было выяснено. Итак, 75% опрошенных говорят «гипокинезия», 25% опрошенных «гиподинамия» (см .рис 2.9). Рис. 2.10 Ответы на вопрос №10: Феномен низкой двигательной активности обозначают понятиями?Таким образом, проведённое социологическое исследование показало, что более 50% опрошенных говорят, что физическая активность. Но также более 50% респондентов думают, что функциональная активность. В следствии выделенной проблемы, нами предлагается разработать макет плаката, который объяснит взаимосвязь физической и умственной деятельности.2.2. Создание продукта исследования Для того чтобы пропагандировать интерес учащихся Чукотского многопрофильного колледжа г. Анадырь нами был разработан макет плаката, который можно использовать в качестве отдельного стенда или его составной части (см. рис. 2.11). Рис. 2.11 Концепция макета для стенда или составной части «Умственная и физическая активность человека»Концепция данного макета заключается в том, что головной мозг удерживает в руках гантели, характеризуя тем самым – физическую активность, а сам мозг является умственной активностью . На макете плаката представлена информация о функциональной активности человека, который объясняет взаимосвязь физической и умственной деятельности (рис. 2.12). Рис. 2.12 Макет плаката «Функциональная активность человека»Таким образом, данный проект позволил нам разработать плакат, который будет пропагандировать функциональную активность человека и положительно влиять на сознания обучающихся постепенно формируя у них культуру физическую и умственную активность жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа развитие функции мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца вынуждена постоянно преодолевать. Важную роль играют время, в течении которого развёртывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно происходит.Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие «труд» включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.Физический труд – это «вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов».Умственный труд – это «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории».Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.Нами было проанализировано влияние функциональной активности на личность человека. Отметим, что физическая и умственная активность положительно сказывается на ментальном плане. Например, физическая активность даёт человеку не только общий тонус, но и способствует формированию новых креативных идей, которые напрямую ведут к положительным изменения в жизни. Практическая часть проекта была посвящена проведению социологического исследования и разработке продукта. В исследовании приняли участие обучающиеся Чукотского многопрофильного колледжа г. Анадырь в возрасте 16-18 лет в количестве 4 человек. В ходе проведения исследования респондентам было предложено ответить на 10 вопросов анкеты. Полученные результаты показали, что более 50 % обучающихся говорят, что физическая активность более помогает людям. Но и также 50% обучающихся выражают мнение, что для того, чтобы следовать здоровому образу жизни более помогает умственный труд. Также большая часть обучающихся (около 30%) не получает удовольствия от двух активностей. Отсюда, была выделена проблема, что обучающиеся не думают о возможных негативных последствиях при несоблюдении функциональной активности. В начале исследования была выделена похожая проблема и она подтвердилась на практике.Поэтому в качестве пропаганды здорового образа жизни среди молодёжи нами был разработан макет плаката для популяризации функциональной активности среди молодёжи. Подводя общий итог работы над проектом, можно отметить, что функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности является важным критерием развития будущих поколений. Поэтому в системе как среднего, так и высшего образования важно проводить пропаганду и популяризировать функциональную активность для повышения качестве уровня жизни. Список используемой литературыКниги, монографии1. Григорьев В.И. Стратегия формирования индустрии рекреации. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 208 с.2. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография. СПб.: Образование, 2008. – 301 с.Статьи в периодических изданиях и сборниках статей3. Сайкина Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 6–10.4. Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 55–60.Электронные ресурсы5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Утомление при физической и умственной работе. Пути восстановления работоспособности. - URL: (дата обращения 24.02.2025).
    -