Публикации
Создание инклюзивной образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание инклюзивной образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС
Автор: Губина Виктория Игоревна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание инклюзивной образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС
Автор: Губина Виктория Игоревна
Научно-методическая разработкаАвтор: Губина Виктория ИгоревнаДолжность: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТема: «Создание инклюзивной образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС»Аннотация.В настоящее время инклюзивное образование становится неотъемлемой частью современной школы. Данная разработка посвящена актуальной проблеме – организации эффективной работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. В материале рассматриваются научно-обоснованные подходы, практические методы и приемы дифференциации обучения, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов всеми обучающимися, независимо от их особенностей. Разработка адресована учителям-словесникам, работающим в инклюзивных классах.1. Введение: Актуальность и научное обоснованиеАктуальность темы обусловлена законодательной базой (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС для обучающихся с ОВЗ), требующей создания специальных условий для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями.Научная база разработки опирается на труды Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и социальной ситуации развития, а также на принципы дифференцированного и личностно-ориентированного подхода. Ключевая идея: не ребенок должен подстраиваться под систему образования, а система должна создать условия для реализации потенциала каждого ребенка.Цель: теоретически обосновать и практически представить систему работы учителя-словесника с обучающимися с ОВЗ.Задачи:Выявить основные трудности, возникающие у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. Определить и описать специальные образовательные условия для разных категорий ОВЗ (ЗПР, ТНР, НОДА, РАС). Разработать практические методы и приемы работы на разных этапах урока. Представить систему оценивания учебных достижений обучающихся с ОВЗ. 2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ и выявление трудностей.У детей с ОВЗ (например, с задержкой психического развития - ЗПР, тяжелыми нарушениями речи - ТНР) на уроках русского языка и литературы наблюдаются общие трудности:Сниженная работоспособность и высокая утомляемость. Недостаточная сформированность произвольного внимания и памяти. Трудности с анализом и синтезом, абстрактно-логическим мышлением. Особенности речевого развития: бедный словарный запас, аграмматизмы. Низкий темп деятельности. На уроках литературы это приводит к трудностям в понимании подтекста, идеи произведения, анализу характеров героев. На уроках русского языка страдает усвоение грамматических правил и их применение на практике, особенно в незнакомой ситуации.3. Создание специальных образовательных условий3.1. Организационно-педагогические условия:Посадка: место ребенка с ОВЗ в классе – в первых рядах, рядом с учителем. Темп и дозировка: дробление материала на небольшие смысловые блоки, наличие динамических пауз. Время: использование бланков с печатной основой, индивидуальных карточек, уменьшение объема письменных заданий. Атмосфера: создание ситуации успеха, психологически комфортной среды. 3.2. Содержательные и методические условия (технологии и приемы):1. Дифференциация заданий:Уровень А (базовый, репродуктивный): «Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы».Уровень Б (конструктивный): «Используя данные слова, составь и запиши предложения на правило «Безударные гласные в корне»».Уровень В (творческий): «Напиши мини-рассказ, используя слова с данными орфограммами».2. Визуальная поддержка (актуально для всех категорий ОВЗ, особенно для РАС и ТНР):Использование алгоритмов-памяток (например, «Порядок морфемного разбора», «План анализа лирического произведения»). Схемы, таблицы, опорные конспекты. Иллюстрации и pictограммы для анализа литературных произведений. 3. Игровые технологии:Дидактические игры: «Найди лишнее слово» (на закрепление темы), «Составь слово из морфем», лексическое лото. Ролевые игры на уроках литературы (инсценировка эпизода). 4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):Использование образовательных платформ (Учи.ру, ЯКласс) с адаптированными заданиями. Просмотр аудиоверсий литературных произведений, экранизаций. Использование программ-синтезаторов речи для детей с нарушениями зрения. 5. Технология продуктивного чтения (особенно для детей с ЗПР и ТНР):До чтения: прогнозирование по заголовку, иллюстрации. Во время чтения: чтение по абзацам с комментированием и постановкой уточняющих вопросов. После чтения: не вопросы «о чем произведение?», а беседа по смысловым частям, составление кластера или ментальной карты. Пример фрагмента урока русского языка в 5 классе (включен ребенок с ЗПР)Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».Общий задание для класса: Написать словарный диктант из 15 слов и проверить себя.Адаптированное задание для обучающегося с ЗПР:1. Индивидуальная карточка: «Прочитай слова. Вставь пропущенную букву. Выбери и запиши проверочное слово из данных в скобках». * Обр...зать (обр...зательная, обр...зец) * Св...стеть (св...стун, св...сток) * Ув...дать (ув...дание, вянуть)2. Объем: 8 слов вместо 15.3. Инструмент проверки: использование орфографического словаря на парте.4. Форма работы: выполнение задания вместе с сильным учеником в паре.5. Система оцениванияПри оценивании работ обучающегося с ОВЗ необходимо руководствоваться следующими принципами:Оценивается не результат в сравнении с нормой, а индивидуальный прогресс ребенка. («В прошлый раз ты допустил 10 ошибок, а сегодня – 7! Это отличный результат!»).Поощряются малейшие успехи.Используется система «безотметочного» обучения на начальном этапе или за выполнение заданий базового уровня.Оценивается не только конечный результат, но и усилия, которые приложил ребенок.6. Заключение.Работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы – это сложный, но крайне важный процесс. Он требует от учителя не только глубоких предметных знаний, но и психолого-педагогической компетентности, гибкости, творческого подхода и огромного терпения. Создание инклюзивной среды, где каждый ребенок чувствует себя принятым и способным на успех, – это ключевая задача современной школы, реализующая гуманистические идеи образования.Список использованной литературы:1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб., 2003.3. Инклюзивное образование: методические рекомендации по созданию специальных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. / Под ред. С.В. Алехиной. – М., 2012.
