Публикации
Сценарий рефлексивного круга «Что я уношу с собой из этого месяца?»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий рефлексивного круга «Что я уношу с собой из этого месяца?»
Автор: Комарова Марина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий рефлексивного круга «Что я уношу с собой из этого месяца?»
Автор: Комарова Марина Васильевна
Сценарий рефлексивного кругаТема: «Что я уношу с собой из этого месяца?» Целевая группа: педагоги ДОО (воспитатели, специалисты) Продолжительность: 25–30 минут Формат: очный, в кругу (стулья по кругу) Материалы:- Мягкий «говорящий предмет» (плюшевая игрушка, красивый камень, цветок) - Фоновая тихая музыка (по желанию) - Салфетки (на случай эмоций) - Вода для участников Принципы проведения:- Без оценки и советов — только слушание и принятие. - Право молчать — можно передать «говорящий предмет» без слов. - Конфиденциальность— всё сказанное остаётся в кругу. - Один говорит — все слушают.Ход рефлексивного круга1. Приветствие и настрой (3–4 мин)Ведущий (фасилитатор): «Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы собрались не для обсуждения планов или отчётов, а чтобы побыть вместе в тишине, внимании и заботе. Этот круг — наше пространство, где можно честно сказать, как мы себя чувствуем, что нас тронуло, что дало силы или, наоборот, вымотало. Никто не будет вас оценивать, исправлять или давать советы. Мы просто слушаем и принимаем. Если не хочется говорить — можно молча передать предмет дальше. Это тоже уважаемый выбор»Сейчас я включу тихую музыку на 1 минуту. Пожалуйста, закройте глаза (или опустите взгляд), сделайте три глубоких вдоха и выдоха Почувствуйте, как вы сидите. Вы здесь. Вы в безопасности(Включить спокойную инструментальную музыку на 60 секунд.)2. Правила круга (1 мин) Ведущий: «Мы будем говорить по очереди, держа в руках этот мягкий предмет. Пока он у вас — вы говорите. Пока он у другого — мы слушаем. Говорите от себя: «Я чувствую…», «Меня тронуло…», «Мне было трудно…» Не о других, не о детях как «проблеме», а о своём опыте. И помните: всё, что звучит здесь, остаётся здесь.»3. Основной вопрос для рефлексии (20 мин)Ведущий зачитывает вопрос и начинает первым (чтобы задать тон):«Что я уношу с собой из этого месяца? Это может быть момент, который вдохновил… Слово ребёнка, которое тронуло… Чувство усталости, которое я хочу признать… >Или просто — что я хочу отпустить и что сохранить»(Ведущий делится кратко — 1–2 предложения, искренне, без пафоса.)Затем передаёт «говорящий предмет» по кругу. Каждый участник говорит столько, сколько нужно, но рекомендуется уложиться в 1–2 минуты.Совет ведущему: если кто-то плачет — не торопите, дайте время. Просто кивните с сочувствием и предложите стакан воды.4. Завершение круга (2–3 мин) Когда предмет возвращается к ведущему:Ведущий: «Спасибо вам огромное за искренность, доверие и присутствие. Сегодня мы не искали решений — мы признали опыт друг друга. А это уже большая поддержка. Пусть каждый из вас унесёт с собой хотя бы одну частичку тепла, которую услышал здесь. Вы — важны. Ваша работа — важна. И вы не одни»«Давайте завершим круг одним общим жестом: положим правую руку на сердце и скажем про себя: «Я здесь. Я всё делаю, что могу. Мне позволено быть уставшим. Мне позволено быть собой»(Пауза 10 секунд.)«Круг завершён. Благодарю вас!»Рекомендации для ведущего:- Не перебивайте, даже если речь «поверхностная» — это тоже защита. - Не интерпретируйте слова участников. - Если в круге больше 12 человек — лучше разбить на два круга. - После круга не обсуждайте сказанное в коридоре — уважайте границы.Возможные варианты тем для других кругов:- «Что даёт мне силы в работе с детьми?» - «Как я чувствую себя в нашей команде?» - «Момент, когда я почувствовал(а) гордость за себя» - «Что мне нужно сейчас, чтобы чувствовать себя в ресурсе?»Сезонная метафора «Какое сейчас «время года» в моей душе?»«Весна» — надежда, рост, новые идеи «Лето»— энергия, тепло, вдохновение «Осень» — усталость, размышления, сбор урожая «Зима» — покой, выгорание, потребность в отдыхе Педагог выбирает «сезон» и кладёт карточку с его символом на общий плакат.
