Публикации
Личностно-ориентированный подход в логопедии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно-ориентированный подход в логопедии
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно-ориентированный подход в логопедии
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Маслова Ирина Николаевна
Королькова И.Е., Маслова И.Н.Личностно-ориентированный подход в логопедииЛичностно-ориентированный подход представляет собой фундаментальную основу современной логопедии, определяющую принципы, методы и формы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный подход базируется на признании уникальности каждой личности, её индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей в процессе речевого развития.Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в логопедии опираются на положения гуманистической психологии и педагогики, теории развития личности, а также на достижения специальной педагогики и логопедии. В центре внимания находится не просто коррекция речевых нарушений, а развитие целостной личности ребёнка, его коммуникативных компетенций и способности к саморазвитию.Основные принципы личностно-ориентированного подхода в логопедии включают:Признание индивидуальности каждого ребёнка Учёт возрастных и психологических особенностей Создание условий для самореализации Обеспечение эмоционального комфорта Развитие самостоятельности и активности Формирование позитивной мотивации к речевой деятельности Диагностический этап в рамках личностно-ориентированного подхода предполагает комплексное изучение:Речевых особенностей Когнитивных способностей Эмоционально-волевой сферы Личностных характеристик Социального окружения ребёнка Коррекционная работа строится с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и включает:Разработку индивидуальной программы Подбор оптимальных методов и приёмов Создание ситуации успеха Постепенное усложнение заданий Систему поощрений и поддержки Методы и приёмы личностно-ориентированной логопедии разнообразны и включают:Игровые технологии Проблемно-поисковые ситуации Творческие задания Элементы арт-терапии Информационно-коммуникационные технологии Организация образовательного процесса предполагает:Создание развивающей среды Гибкое планирование занятий Вариативность заданий Дифференцированный подход Индивидуализацию обучения Взаимодействие участников коррекционного процесса включает:Сотрудничество логопеда и ребёнка Работу с родителями Взаимодействие со специалистами Создание команды единомышленников Мотивационный компонент играет ключевую роль в личностно-ориентированном подходе и реализуется через:Постановку достижимых целей Создание позитивной атмосферы Поддержку инициативы Развитие интереса к речевой деятельности Формирование уверенности в своих силах Оценка результатов коррекционной работы проводится с учётом:Индивидуальной динамики развития Качественных изменений Субъективного восприятия процесса Достижения поставленных целей Уровня самостоятельности Профессиональное мастерство логопеда в реализации личностно-ориентированного подхода включает:Способность к эмпатии Умение создавать доверительные отношения Владение современными технологиями Способность к рефлексии Готовность к постоянному развитию Инновационные аспекты личностно-ориентированного подхода в логопедии связаны с:Использованием современных технологий Применением интерактивных методов Интеграцией различных образовательных областей Развитием креативности Формированием метапредметных навыков Социальная адаптация детей с речевыми нарушениями в рамках личностно-ориентированного подхода обеспечивается через:Развитие коммуникативных навыков Формирование социальных компетенций Преодоление психологических барьеров Создание позитивного опыта общения Развитие навыков сотрудничества Профилактика речевых нарушений в контексте личностно-ориентированного подхода включает:Раннюю диагностику Профилактические мероприятия Развитие предпосылок речевого развития Создание благоприятной речевой среды Работу с родителями Методическое обеспечение личностно-ориентированной логопедии предполагает:Разработку индивидуальных программ Создание банка заданий Подготовку дидактического материала Использование современных технологий Систему мониторинга Эмоционально-психологический климат на логопедических занятиях формируется через:Уважительное отношение к личности ребёнка Создание ситуации успеха Поддержку инициативы Развитие позитивного самовосприятия Формирование уверенности в своих силах Индивидуальный маршрут коррекционной работы разрабатывается с учётом:Структуры речевого нарушения Возраста ребёнка Психологических особенностей Социального окружения Ресурсов развития Инновационные технологии в рамках личностно-ориентированного подхода включают:Компьютерные программы Интерактивное оборудование Мультимедийные материалы Дистанционные формы работы Элементы геймификации Координация действий специалистов в рамках личностно-ориентированного подхода обеспечивает:Комплексный подход к коррекции Единство требований Обмен информацией Совместную разработку программ Поддержку ребёнка Результативность личностно-ориентированного подхода определяется:Динамикой речевого развития Формированием коммуникативных навыков Развитием личности ребёнка Повышением мотивации к обучению Улучшением качества жизни
