Публикации
Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна
Королькова И.Е., Гребенюк И.И.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрииДислалия и дизартрия представляют собой нарушения звукопроизношения, однако имеют различную природу возникновения и механизмы развития. Корректная дифференциальная диагностика этих нарушений является ключевым фактором в построении эффективной коррекционной работы.Дислалия характеризуется нарушением произношения звуков при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата. При этом нарушении отсутствуют органические поражения центральной нервной системы, а звукопроизносительные расстройства обусловлены преимущественно периферическими факторами.Дизартрия связана с нарушениями иннервации речевого аппарата, что приводит к расстройству произносительной стороны речи. Данное нарушение возникает вследствие органического поражения центральной или периферической нервной системы.Основные диагностические критерии для разграничения дислалии и дизартрии включают:Состояние мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры Наличие или отсутствие парезов и параличей Особенности дыхания и голоса Характер нарушения звукопроизношения Состояние фонематического восприятия Клиническая картина при дислалии характеризуется: Отсутствием нарушений мышечного тонуса Сохранной мимикой Нормальным дыханием Отсутствием расстройств голоса Избирательным характером нарушений звукопроизношения При дизартрии наблюдаются:Нарушения мышечного тонуса Парезы и параличи речевой мускулатуры Нарушения дыхания Расстройства голоса Множественные нарушения звукопроизношения Методы диагностики включают:Сбор анамнестических данных Оценку строения и подвижности артикуляционного аппарата Исследование звукопроизношения Анализ просодической стороны речи Изучение фонематических процессов Особенности артикуляционного аппарата при дислалии:Нормальное строение органов речи Хорошая подвижность Отсутствие парезов Сохранная мышечная сила При дизартрии отмечаются: Нарушения мышечного тонуса Ограниченная подвижность Паретические явления Нарушения координации движений Звукопроизносительная сторона речи при дислалии характеризуется:Избирательными нарушениями Сохранным фонематическим восприятием Возможностью правильного произношения звуков в изолированном положении Отсутствием грубых нарушений артикуляции При дизартрии наблюдаются:Множественные нарушения звукопроизношения Расстройства артикуляции различной степени тяжести Нарушения просодики Изменения голоса Особенности речевого дыхания при дислалии:Сохранный тип дыхания Адекватная координация вдоха и выдоха Достаточный объем речевого выдоха При дизартрии отмечаются:Нарушения ритма дыхания Несогласованность вдоха и выдоха Недостаточный объем речевого выдоха Нарушения фонации Фонематические процессы при дислалии:Сохранное фонематическое восприятие Возможность различения нарушенных звуков Сформированные навыки звукового анализа При дизартрии наблюдаются:Нарушения фонематического восприятия Трудности различения нарушенных звуков Нарушения звукового анализа Проблемы с формированием фонематических представлений Дифференциальная диагностика требует комплексного подхода, включающего:Неврологическое обследование Логопедическое обследование Психологическое тестирование Анализ анамнестических данных Тактика коррекционной работы при дислалии включает:Развитие артикуляционной моторики Формирование правильного звукопроизношения Развитие фонематических процессов Автоматизацию звуков При дизартрии коррекционная работа направлена на:Нормализацию мышечного тонуса Развитие артикуляционной моторики Коррекцию звукопроизношения Работу над голосом и дыханием Развитие фонематических процессов Прогностические критерии при дислалии более благоприятны благодаря отсутствию органических поражений нервной системы. При дизартрии прогноз зависит от:Тяжести поражения нервной системы Своевременности начала коррекционной работы Комплексного характера воздействия Индивидуальных особенностей ребенка Организация коррекционного процесса при обоих нарушениях требует:Индивидуального подхода Учет особенностей речевого нарушения Комплексного воздействия Систематичности занятий Поэтапности коррекционной работы Профилактические меры включают:Раннее выявление нарушений Своевременное начало коррекционной работы Предупреждение вторичных нарушений Создание благоприятных условий для речевого развития Эффективность коррекционной работы зависит от:Правильности постановки диагнозаСвоевременности начала работыКомплексного характера воздействияАктивности участников коррекционного процессаСистематичности занятий.
