Публикации Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна

Королькова И.Е., Гребенюк И.И.Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрииДислалия и дизартрия представляют собой нарушения звукопроизношения, однако имеют различную природу возникновения и механизмы развития. Корректная дифференциальная диагностика этих нарушений является ключевым фактором в построении эффективной коррекционной работы.Дислалия характеризуется нарушением произношения звуков при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата. При этом нарушении отсутствуют органические поражения центральной нервной системы, а звукопроизносительные расстройства обусловлены преимущественно периферическими факторами.Дизартрия связана с нарушениями иннервации речевого аппарата, что приводит к расстройству произносительной стороны речи. Данное нарушение возникает вследствие органического поражения центральной или периферической нервной системы.Основные диагностические критерии для разграничения дислалии и дизартрии включают:
  • Состояние мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры
  • Наличие или отсутствие парезов и параличей
  • Особенности дыхания и голоса
  • Характер нарушения звукопроизношения
  • Состояние фонематического восприятия
  • Клиническая картина при дислалии характеризуется:
  • Отсутствием нарушений мышечного тонуса
  • Сохранной мимикой
  • Нормальным дыханием
  • Отсутствием расстройств голоса
  • Избирательным характером нарушений звукопроизношения
  • При дизартрии наблюдаются:
  • Нарушения мышечного тонуса
  • Парезы и параличи речевой мускулатуры
  • Нарушения дыхания
  • Расстройства голоса
  • Множественные нарушения звукопроизношения
  • Методы диагностики включают:
  • Сбор анамнестических данных
  • Оценку строения и подвижности артикуляционного аппарата
  • Исследование звукопроизношения
  • Анализ просодической стороны речи
  • Изучение фонематических процессов
  • Особенности артикуляционного аппарата при дислалии:
  • Нормальное строение органов речи
  • Хорошая подвижность
  • Отсутствие парезов
  • Сохранная мышечная сила
  • При дизартрии отмечаются:
  • Нарушения мышечного тонуса
  • Ограниченная подвижность
  • Паретические явления
  • Нарушения координации движений
  • Звукопроизносительная сторона речи при дислалии характеризуется:
  • Избирательными нарушениями
  • Сохранным фонематическим восприятием
  • Возможностью правильного произношения звуков в изолированном положении
  • Отсутствием грубых нарушений артикуляции
  • При дизартрии наблюдаются:
  • Множественные нарушения звукопроизношения
  • Расстройства артикуляции различной степени тяжести
  • Нарушения просодики
  • Изменения голоса
  • Особенности речевого дыхания при дислалии:
  • Сохранный тип дыхания
  • Адекватная координация вдоха и выдоха
  • Достаточный объем речевого выдоха
  • При дизартрии отмечаются:
  • Нарушения ритма дыхания
  • Несогласованность вдоха и выдоха
  • Недостаточный объем речевого выдоха
  • Нарушения фонации
  • Фонематические процессы при дислалии:
  • Сохранное фонематическое восприятие
  • Возможность различения нарушенных звуков
  • Сформированные навыки звукового анализа
  • При дизартрии наблюдаются:
  • Нарушения фонематического восприятия
  • Трудности различения нарушенных звуков
  • Нарушения звукового анализа
  • Проблемы с формированием фонематических представлений
  • Дифференциальная диагностика требует комплексного подхода, включающего:
  • Неврологическое обследование
  • Логопедическое обследование
  • Психологическое тестирование
  • Анализ анамнестических данных
  • Тактика коррекционной работы при дислалии включает:
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Формирование правильного звукопроизношения
  • Развитие фонематических процессов
  • Автоматизацию звуков
  • При дизартрии коррекционная работа направлена на:
  • Нормализацию мышечного тонуса
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Коррекцию звукопроизношения
  • Работу над голосом и дыханием
  • Развитие фонематических процессов
  • Прогностические критерии при дислалии более благоприятны благодаря отсутствию органических поражений нервной системы. При дизартрии прогноз зависит от:
  • Тяжести поражения нервной системы
  • Своевременности начала коррекционной работы
  • Комплексного характера воздействия
  • Индивидуальных особенностей ребенка
  • Организация коррекционного процесса при обоих нарушениях требует:
  • Индивидуального подхода
  • Учет особенностей речевого нарушения
  • Комплексного воздействия
  • Систематичности занятий
  • Поэтапности коррекционной работы
  • Профилактические меры включают:
  • Раннее выявление нарушений
  • Своевременное начало коррекционной работы
  • Предупреждение вторичных нарушений
  • Создание благоприятных условий для речевого развития
  • Эффективность коррекционной работы зависит от:Правильности постановки диагнозаСвоевременности начала работыКомплексного характера воздействияАктивности участников коррекционного процессаСистематичности занятий.
    -