Публикации
Методическое сопровождение молодого специалиста в коррекционной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое сопровождение молодого специалиста в коррекционной школе
Автор: Фадеева Оксана Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое сопровождение молодого специалиста в коррекционной школе
Автор: Фадеева Оксана Валентиновна
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VII ВИДАО.В. Фадеева,методистМетодическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному профессиональному развитию. Важная задача – настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.В толковом словаре «сопровождение» трактуется как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано.«Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов трактуется как реализуемая в многообразных формах и технологиях система взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры» (М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко).Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов организуется в несколько этапов: на подготовительном этапе, основном и заключительном.Организационная модель методического сопровождения представлена на схеме (рис.1)Целью методического сопровождения является оказание помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и профессиональной компетентности педагогических работников.Методическое сопровождение в инновационной деятельности направлено на реализацию следующих задач:1. оказание поддержки педагогам в организации и проведении инновационной работы, экспертной оценке программ, пособий, учебных планов;2. обеспечение ответственности педагогических работников в части повышения своей профессиональной компетентности; создание условий, обеспечивающих повышение квалификации каждого педагога, освоения способов самообразования;3. диссеминация педагогического опыта;4. оказание методической помощи педагогам по освоению федеральных государственных образовательных стандартов;5. создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, творческих потребностей педагогов;6. создание и расширение издательской деятельности педагогических работников;7. разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся;8. осуществление индивидуальной методической работы с молодыми специалистам, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности.К основным направлениям методического сопровождения педагогических работников относятся аналитическое, информационное, организационно-методическое.1. Аналитическое направление деятельности включает в себя: анализ готовности коллектива к инновационной деятельности, профессиональных и информационных потребностей педагогических работников; изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ППЛ; выявление затруднений дидактического и методического характера в коррекционно-образовательном процессе; формирование информации о профессиональных потребностях педагогических работников; мониторинг состояния и результатов работы; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.2. Информационное направление методического сопровождения связано с информационным обеспечением инновационной деятельности: ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической литературы; с опытом инновационной деятельности других образовательных учреждений и педагогов; организация сетевого информационно-коммуникационного взаимодействия; информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах; создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.3. Организационно-методическая деятельность направлена на изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, организация работы ППЛ; организация и сопровождение участия в конференциях, педагогических чтениях, семинарах, конкурсах профессионального педагогического мастерства; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся.организация консультационной работы.В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).Я остановлюсь на используемых формах работы по формированию компетентности педагогов образовательного учреждения по работе в специальных (коррекционных) классах VII вида на подготовительном этапе.Коллективная форма организации:Проведениепедагогического совета «Психолого-педагогические особенности работы в специальных коррекционных классах (VII вида)»; теоретического семинара «Знакомство с требованиями, предъявляемыми к инновационной площадке муниципального уровня, этапами реализации проекта, обсуждение проекта», Групповая форма организации:Проведение методического совета по обсуждению методических рекомендаций по составлению рабочих программ; семинар-практикум «Особенности составления рабочих программ по учебным предметам для специальных коррекционных классов VII вида. Формы, методы, средства адаптации программного материала для детей с задержкой психического развития». Был сформирован сборник «Инструктивно-методические материалы руководителя ППЛ», подготовлены публикации «Средства адаптации образовательной среды к признакам ЗПР», «Трудности в обучении детей с ЗПР и их причины»Творческая мастерская «Психолого-педагогическая карта школьника» Заседания ППЛ в форме круглого стола по изучению рекомендаций и разработке учебных программ. Предметные недели, во время которых проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия в СКК. Индивидуальная форма организации:Индивидуальные консультации «Инструктивно методическая работа с участниками инновационной площадки по сопровождению учащихся СКК» повышение квалификации (7 педагогов школы прошли повышение квалификации по теме «Инклюзивное образование» на базе Сур ГПУ. Планируется организация курсов повышения квалификации в дистанционной форме «Организация и содержание деятельности ПМПК в образовательных учреждениях», «Технологии разработки индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС», г. Челябинск, г. Уфа). сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах, в научно-практических конференциях. Наставничество. Мероприятия, на которых педагоги представляли опыт работы в специальных - коррекционных классах на различных уровнях:Из этих выступлений напечатано 2 работы и несколько рекомендованы к публикации.Все материалы педагогического совета размещены на школьном сайте.Организация сопровождения на основном этапе будет организовываться по тем же направлениям, что и на подготовительном, но уже по апробации педагогических условий эффективного обучения. А на заключительном этапе будет организована работа по представлению опыта работы инновационной площадки педагогической общественности города. Таким образом, результатом работы по методическому сопровождению педагогов являются- сформированность компетентности педагогических кадров выраженной в способности и готовности к работе с учащимися категории ЗПР;- реализация педагогических условий эффективного обучения детей с ЗПР;- повышение качества образовательного процесса в СКК.
