Публикации адаптация и самообслуживание в школе-интернат

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: адаптация и самообслуживание в школе-интернат
Автор: Загуменова Рафиля Рафаиловна

Овладение навыками самообслуживания, такими как умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п. напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним.У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.Формирование навыков самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача — помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.Цель – охарактеризовать уровни сформированности навыков самообслуживания у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.Объект - навыки самообслуживания младших школьников с умеренной умственной отсталостьюПредметособенности формированию навыков самообслуживания у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.Гипотеза: мы предполагаем, что формирование навыков самообслуживания у младших школьников с умеренной умственной отсталостью имеет следующие особенности: дети не умеют ориентироваться в условиях поставленной задачи; прослеживается путанее в последовательности выполнение навыков самообслуживанию; нет самостоятельности, нет внимания необходимого для достижения заранее поставленной цели; сложность в выполнении отдельной операции навыка.Задачи-Изучить специальную литературу по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта.-Описать особенности формирования навыков самообслуживания у школьников с нарушением интеллекта.- Провести обследование сформированности навыков самообслуживания, методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений -Провести исследование младших школьников по овладению навыками самообслуживания.-Анализ результатов исследования.Методы исследования-анализ обобщения литературы;- педагогическое наблюдение;- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.Практическая значимость работыДанные полученные в результате проведенного эксперимента могут быть использованы в практической работе дефектологов, логопедов, психологов работающих с детьми данной категории. А также воспитателей коррекционной школы-интерната и родителями имеющих детей с умеренной умственной отсталостью.Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, с Французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что умственно ограниченный ребенок и может , и знает, если бы только хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет. [21].Формируя у умственно ограниченного ребенка навыки самообслуживания необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, ободряющее общение в процессе предлагаемой деятельности, поощрение малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание самому снять одежду, самостоятельно принять душ и т.д. [12].Проведя анализ результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости провести коррекционную работу по формированию навыков самообслуживания у младших школьников с умеренной умственной недостаточностью.Обучение навыкам самообслуживания может проходить:- на специально организованных занятияхСпециально организованные занятия могут быть уроки трудового воспитания в форме рассказов, с последующим выполнением детьми задания совместно с педагогом. Просмотр видеофильмов, мультфильмов, например, «Мойдодыр», «Королева Зубная Щётка», «Федорино горе», «Мудрые сказки тетушки Совы», где достаточно полно отражена проблема самообслуживания детей. В последствии просмотров задаются вопросы о процессе понимания данного вопроса, с уточнением более непонятных моментов с последующим их решением.- в бытовых ситуацияхСоздание обучающих бытовых ситуаций, например, уборке спального места и др.- в играхПодготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре. Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями - игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Например, игра в куклы; имитация ситуации.Особенность - сохранение интереса к игре возможно лишь при положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении (или с небольшим усложнением задания). При потере интереса приобретение ребенком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться. Каждую игру-занятие необходимо проводить как новую.- при уходе за собой и младшими детьмиДанная форма показывает, насколько ребенок овладел тем или иным навыком, а также научает заботиться о своих близких, в данном случае это младшие ребята, тем самым, формируя у них начальные «ступени» формирования навыков самообслуживания.Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но все это останется безрезультатным.Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, т.е. исполнительности.Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как делать.Метод общего напоминания. Используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от педагога тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей умывания, одевания. Однако это уже тревожные факты. Следует стремится их не допускать и своевременно изменяет методику формирования навыков самообслуживания.Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, являются следующие:совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);по показу (когда взрослый демонстрирует действия и затем ребенок действует самостоятельно).Таким образом, при формировании навыков самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью можно использовать следующие формы:1)специально организованные занятия;2)бытовые ситуации;3)игры.Также можно использовать следующие методы:1)уход за собой ;2)показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности;3)подробный показ и объяснение;4)метод общего напоминания;5)совместные действия со взрослым, подражание, показ.
-