Публикации
Методическая разработка внеурочного занятия «Подсудное дело»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка внеурочного занятия «Подсудное дело»
Автор: Брендина Арина Максимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка внеурочного занятия «Подсудное дело»
Автор: Брендина Арина Максимовна
Методическая разработка внеурочного занятия «Подсудное дело»Тема «Оценочно-экспрессивный анализ текста по делам об оскорблении на уроках развития речи в старших классах».Разработчик: Брендина А.М., учитель русского языка и литературы ГАОУ «Школа Иннополис»Ход занятияОрганизационный момент. 1. Выбор темы, языковая разминка.Учитель: Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! Эпиграфом к нашему занятию мы возьмем слова А.И. Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Вы, наверное, уже понимаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке, но для полного понимания давайте разгадаем кроссворд.Вопросы:1. Синоним к выражению «безразличный».2. Какое слово означает отрицательное мнение и негодование?3. «Очаровательный» - какое слово синонимично этому выражению?4. Какое слово используется для выражения положительного отношения и восхищения?5. Как называется выражение, описывающее что-то как прекрасное и удивительное?6. Слово для выражения радости и восторга.7. Антоним к выражению «отвратительный».2. Целеполагание. Учитель: сегодня мы с вами будем анализировать экспрессивные выражения, которые встречаются в текстах по делам об оскорблении. Сформулируйте цель занятия. Ответы учащихся.Основная часть. Учитель: судебная лингвистическая экспертиза является специализированной формой экспертного исследования, которое связано с анализом языковых материалов и их влиянием на юридические вопросы. Лингвистические эксперты, занимающиеся такой экспертизой, обладают знаниями и навыками в области языка, коммуникации и понимания текста.Судебная лингвистическая экспертиза может быть использована в различных областях права, включая уголовное право, гражданское право, семейное право, административное право и другие. Ее результаты могут иметь существенное значение при расследовании преступлений, разбирательствах дел о нарушении авторских прав, спорах о контрактах, иных ситуациях, требующих языкового анализа.Вопросы для обсуждения:1. Как вы думаете, какое образование должно быть у эксперта-лингвиста?2. С какими областями науки связана судебная лингвистическая экспертиза?3. Попробуйте сформулировать понятие «судебная лингвистическая экспертиза».Ответы учащихся.Судебная лингвистическая экспертиза — это процесс анализа языковых материалов с целью выявления и интерпретации их содержания с точки зрения юридических вопросов. Эта форма экспертизы применяется в судебных делах для решения различных юридических вопросов, связанных с языком и коммуникацией.Учитель: Судебная лингвистическая экспертиза может включать в себя много аспектов, но мы остановимся на языковых спорах. Как вы считаете, что является языковым спором и как эксперт-лингвист может разрешить такую ситуацию?Ответы учащихся.Учитель: для того чтобы обобщить полученные знания предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик с участием эксперта-лингвиста, автороведа Екатериной Петрушковой.Учитель: давайте попрактикуемся. Перед вами лежит текст из группы «Набережные Челны Life» в социальной сети «Вконтакте», а также вам дан ряд вопросов. Проанализируйте, насколько сведения, размещенные в тексте сообщения, являются оскорбительными для директора конно-спортивной школы «Тулпар». Раздаточный материал:Текст сообщения (орфография и пунктуация сохранены).SOS!Помогите животным!!В конноспортивной школе "ТУЛПАР" происходят ужасные вещи. Животные находятся в критической ситуации. Бедный волк у него сломана передняя лапа. Верблюды грязные кричат от голода просят о помощи, но никто их не слышит! Останки животных разбросаны по лесу, кости, хвосты, копыта, черепа и т.д...В соседнем здании ТУЛПАР где хранится инвентарь школы, заперты голуби в клетке с мёртвыми птицами и кроликами, останки животных разбросаны по всему зданию которые разлагаются прямо на полу. Их элементарно никто не соизволил захоранить.Куда смотрит санпидистанция, ветеринар, и т.д . Прошу руководства города обратить максимальное внимание и разобраться в данной ситуации. Также прошу привлечь к ответственности директора школы.Вопросы: 1. Какими являются (нейтральные, негативные, позитивные) сведения в текстовых сообщениях и видео, размещённых ответчиком в информационно-коммуникативной сети Интернет? В каких конкретных высказываниях содержатся эти сведения? Какова их смысловая направленность? 2. Если в вышеуказанных текстовых и видео-сообщениях имеются негативные сведения о конноспортивной школе «Тулпар» и директоре этой школы, то в какой форме они выражены (утверждение, предположение, вопрос)? 3. Подтверждает ли лингвостилистический анализ текста, что в нём имеются в форме утверждения фразы, содержащие сведения о нарушении конноспортивной школой «Тулпар» и директором школы действующего законодательства, общепринятых моральных норм и принципов? 4. Является ли по своему воздействию унижающим честь и достоинство или деловую репутацию конноспортивной школы «Тулпар» и её директора высказанное и написанное в информационно-теле-коммуникативной сети Интернет? Работа в группах. Представление лингвистической экспертизы текста учащимися.Заключительная часть. 1. Подведение итогов:1. О чем мы сегодня говорили?2. Какие выражения можно назвать «экспрессивными», «оценочными»?3. Чем занимается эксперт-лингвист?2. Рефлексия.Составление кластера на тему «Какие выражения можно назвать оскорбительными?» (с примерами). Используемые ресурсы:Брендина Арина Максимовна. Курсовая работа. Оценочно-экспрессивный анализ текста по делам об оскорблении. Казань, 2023 (не опубликовано). Подкатилина Мария Леонидовна Судебная лингвистическая экспертиза по делам об оскорблении // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. №3-2. URL: (дата обращения: 02.02.2024).
