Публикации Мастер-класс для педагогов «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для педагогов «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»
Автор: Медведева Дарья Николаевна

Мастер-класс для педагогов «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников» Подготовила: воспитатель Д. Н. Медведева Цель: знакомство педагогов с опытом работы по использованию различных игр по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Задачи: вызвать желание у коллег использовать игры по патриотическому воспитанию в работе с детьми. Актуальность От поколения к поколению передаются и прививаются самые главные качества человека – любовь к ближнему, широта души, готовность встать на защиту, гостеприимство и другие качества, присущие нашему народу. Именно в детстве формируются установки, влияющие на социальное развитие индивида: отношение к месту проживания, к Родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как к части этого сообщества и т.д. Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения необходимо начинать с самого детства. Значимость этого направления в воспитании особо подчеркивалась в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.В. Запорожца, Л.Е., Осиповой, Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Коротаевой и др. Патриотическое воспитание как особое направление отражено в документах, связанных со стратегией развития отечественной системы образования. Так в законе «Об образовании в Российской Федерации» к важнейшим принципам отнесено «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде». А в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в приоритетных задачах подчеркнута значимость «формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине». Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Она является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, учится согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Игра помогает привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны. Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр. Все виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, народные. Игры-приветствия Игры-приветствия могут использоваться в часы утреннего приема или как начальная часть структуры построения организованно-образовательной деятельности с детьми. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, создание теплой дружеской атмосферы в группе, пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут. Дидактические игры. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу: «Мой адрес…», «Наш детский сад», «Наша страна», «Путешествие по планете Земля», «С какого дерева листок?», «Красная книга», «Народные промыслы» и т.д. Настольно-печатные игры Настольно-печатные дидактические игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы: «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Лабиринты», «Пазлы». С помощью настольно-печатных игр успешно развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, дети учатся моделировать жизненные схемы и принимать решения, воспитывается у детей дух патриотизма: «Наша страна», «Флаг России», «Путешествие по планете Земля», «Народные промыслы». Знакомство с игрой «РУССКОЕ ЛОТО». Словесные игры. Много словесных игр можно использовать при воспитании нравственных чувств. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного развития. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Много словесных игр используется при воспитании нравственных чувств: «Вежливые слова», «Благородные поступки», «Моих родителей зовут…». Пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока - белобока", "Ладушки", «Коза Дереза», «Моя семья». Для детей старшего возраста: «Город чудный», «Родная земля!», «Город- это улицы…» , «Смелый капитан», «Пограничник». «Моя страна» Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони) Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук) Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок») Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди) Игры-хороводы и другие подвижные игры. Игры русских детей, передающиеся из поколения в поколение. Игры, где нужно проявлять смекалку, находчивость, быстроту, координацию. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования – главные составляющие народных игр: «Горелки», «Свайка», «Жмурки», «Городки», «Лапта». Такие игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством, нравственные устои, патриотические настроения, прививает детям любовь к русской культуре, знакомит с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами. Игры – хороводы и другие подвижные игры, используемые мною на КРЗ: «Ручеек» «Золотые ворота» «Сиди, сиди Яша» «Мы все по лесу гуляли» «Колечко, колечко, выйди на крылечко» «Третий лишний» «Рыбак и рыбка» «Красное знамя, ударное звено» Театрализованные игры. Театрализованная игра – эффективный способ общения дошкольников, понимания литературного или фольклорного произведения и развития чувства патриотизма. Отличительной чертой театральных постановок является их фольклорная и литературная основа. В инсценированных играх, основанных на фольклоре, дети узнают об обычаях русского народа. Активизируется и улучшается словарный запас. Дети запоминают крылатые фразы, пословицы, поговорки и прибаутки. Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность. Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Она представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. «Детский сад», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Театр», «Космонавты», «Кругосветное путешествие», «Пограничники» Дидактические игры и тренинговые упражнения на тему «Семья» Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. На КРЗ широко использую дидактические игры и тренинговые упражнения на тему «Семья»: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Доброе слово», «Кто из членов семьи что делает?», «Как мы помогаем родным?», «Запоминаем имена близких родственников», «Кто кем приходится?», «Собери портрет семьи», «Бусы для мамы» «За что меня любит мама» и др. Через игру у дошкольников обогащается и накапливается жизненный опыт, углубляется представление об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые для решения каких-либо проблем и трудностей в жизни. И самое главное то, что роль нравственно-патриотического воспитания заключается, прежде всего, в том, что через игры дети развивают высокие нравственные чувства и моральные качества. В наших силах посадить зернышко «патриота» в каждой подрастающей личности.
-