Публикации
Формирование графомоторных навыков у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование графомоторных навыков у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе
Автор: Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна Рыльцова Валентина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование графомоторных навыков у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе
Автор: Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна Рыльцова Валентина Ивановна
Формирование графомоторных навыков у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школеЧудных Людмила ВладимировнаКрасько Елена ВалерьевнаБабенко Юлия ВладимировнаРыльцова Валентина ИвановнаучителяМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа № 30», город БелгородОказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.В настоящее время дети с умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 1 или 2 варианту (СИПР).Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.Развитие графомоторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графомоторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.На занятиях мы используем следующие игры и упражнения:Массаж или самомассаж рук:Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;- упражнение с мячом-ёжиком;- упражнения с прищепками;- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;- «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.Упражнения с предметами:- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;- перебирание бус или четок;- завязывание и развязывание узлов;- плетение косичек, завязывание бантов;- стирание ластиком нарисованных предметов;- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;- наматывание ниток, ленточек на катушки;- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;- доставание бусин ложкой из стакана;- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;- работа со шнуровкой.Упражнения с разнофактурными наполнителями:- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;- «волшебный мешочек»;- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.Графическая работа с рисунком:- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;- рисование по опорным точкам;- дорисовывание изображений;- простейшее рисование по клеткам;- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);- письмо элементов букв.Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем-дефектологом. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.Список литературыВласова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова Т. Г., Щербина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия развития. 2007.– 192 с. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2008. – 235 с. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.
