Публикации ЭТИКА И ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭТИКА И ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор: Недорезова Наталья Валерьевна

УДК 004.8:37.02Этика и политика использования искусственного интеллекта в профессиональном образованииНедорезова Наталья Валерьевна, Частное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права» (ЧПОУ «ККТЭКиП»), г. Красноярск, natalja-wnw@mail.ruАннотация. В статье рассматривается этика и политика использования искусственного интеллекта в профессиональном образовании. Исследование проведено через анализ существующих этических норм в образовательной среде. Методами стали контент-анализ документов, опросы преподавателей и студентов. Полученные результаты демонстрируют отсутствие единого подхода к регуляции ИИ, выявляют риски и подчеркивают необходимость разработки этических рекомендаций. Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, технологии, медиаобразованиеETHICS AND POLICY OF USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN PROFESSIONAL EDUCATIONNatalya Valerievna Nedorezova, Krasnoyarsk Cooperative College of Economics, Commerce and Law, Krasnoyarsk, Abstract. The article examines the ethics and policy of using artificial intelligence in professional education. The study was conducted through the analysis of existing ethical standards in the educational environment. The methods were content analysis of documents, surveys of teachers and students. The results demonstrate the lack of a unified approach to regulating AI, identify risks and emphasize the need to develop ethical guidelines. Keywords: artificial intelligence, neural network, technology, media educationВ последние годы искусственный интеллект (ИИ) становится неотъемлемой частью образовательного процесса, включая и профессиональное образование. Системы ИИ способны адаптироваться к потребностям студентов, автоматизировать рутинные задачи и предоставлять ценные аналитические данные. Однако использование ИИ в образовании также порождает ряд этических и политических вопросов, которые необходимо учитывать для обеспечения справедливости, прозрачности и устойчивости образовательных практик. Современные технологии ИИ могут быть использованы для различных целей в профессиональном образовании, таких как:
  • Персонализированное обучение: ИИ системы могут адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности студентов, предлагая персонализированные материалы и задания.
  • Анализ больших данных: На основе собранных данных о прогрессе студентов, можно выявлять закономерности и прогнозировать успех или трудности, что позволяет преподавателям точнее реагировать на потребности учащихся.
  • Автоматизация оценивания: Технологии ИИ могут автоматизировать процесс оценивания, позволяя преподавателям сосредоточиться на более творческих аспектах обучения.
  • Одной из ключевых этических проблем является прозрачность алгоритмов ИИ. Учебные учреждения и студенты должны понимать, каковы критерии оценки и принятия решений автоматизированными системами. Необходимо обеспечить, чтобы алгоритмы работали на основе объективных данных и не вносили предвзятостей, которые могут отражать социальные или экономические неравенства [1, с. 3].Безусловно, искусственный интеллект способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса. Однако следует учитывать, что, как и любая другая технология, использование ИИ в образовании должно основываться на этических принципах.Во-первых, важна прозрачность. Учебные материалы, созданные с помощью ИИ, должны быть открыты для всех участников образовательного процесса: учеников, преподавателей, администраторов образовательных учреждений и родителей. Необходимо обеспечить доступ к информации о том, каким образом нейросеть была обучена и какие данные использовались для ее работы.Во-вторых, необходимо соблюдать защиту конфиденциальности данных. При использовании ИИ личные данные и учебные материалы могут быть собраны и проанализированы. Эти данные могут использоваться для создания более точных и персонализированных программ обучения. Однако участники образовательного процесса должны быть уверены, что их данные не будут использованы неправомерно или переданы третьим лицам.В-третьих, следует обращать внимание на постоянное совершенствование технологий. Нейросети иногда могут принимать решения, требующие человеческой экспертизы. Поэтому важно продолжать работу над улучшением технологий и вносить необходимые изменения. Обучение студентов должно сосредотачиваться не только на использовании нейросетей, но и на понимании их работы, а также на развитии критического мышления, что подразумевает необходимость всеобъемлющего медиаобразования [2, с. 1325].Эти принципы служат основой для этичного и ответственного применения ИИ в образовательной сфере, помогая создать более безопасное и эффективное пространство для обучения.Использование технологий ИИ требует обработки больших объемов персональных данных студентов. Защита конфиденциальности — это критически важный аспект, поскольку утечка данных может угрожать личной безопасности студентов и уничтожить доверие к образовательным учреждениям. Необходимо разрабатывать четкие политики по сбору, хранению и использованию данных, строго соблюдая нормы законодательства.Существующий цифровой разрыв между различными социальными группами может усугубиться использованием ИИ в образовании. Учащиеся из менее обеспеченных семей или регионов могут не иметь доступа к необходимым технологиям, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с более обеспеченными сверстниками. Поэтому важно рассматривать политику масштабного внедрения технологий так, чтобы она не усиливала существующие неравенства.Одной из ключевых задач государственной и образовательной политики является разработка и внедрение этических стандартов использования ИИ в образовании. Все заинтересованные стороны, включая преподавателей, студентов, должны участвовать в обсуждении этих стандартов, чтобы обеспечить их соответствие реальным потребностям и ожиданиям [5, с.7].Для эффективного использования ИИ в образовании преподаватели должны быть хорошо подготовлены. Это включает как технические навыки, так и понимание этических принципов работы с ИИ. Обучение должно охватывать не только использование технологий, но и вопросы, касающиеся воздействия ИИ на образовательный процесс[6].При разработке и внедрении ИИ систем в образовательную практику необходимо учитывать разнообразие учащихся. Инклюзивные технологии, которые учитывают особенности различных групп, помогут всем ученикам получить доступ к качественному образованию. Политики должны нацеливаться на обеспечение равного доступа к образованию для всех, независимо от их предыдущего образовательного опыта или социальных условий [3, с. 110].Пример основных этических проблем внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе представлен на схеме.Пути решения основных этических проблем внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс рассмотрим на рисунке. Искусственный интеллект открывает новые горизонты для профессионального образования, предлагая многочисленные преимущества. Тем не менее, с этими возможностями приходят и важные этические и политические вызовы. Необходимо выработать стратегии и политику, которые будут учитывать этические соображения, обеспечивая справедливое, безопасное и инклюзивное обучение для всех студентов [4, с. 82]. Только такой комплексный подход позволит реализовать потенциал ИИ в образовании, сделав его инструментом для улучшения качества и доступности профессионального обучения.Роль ИИ в педагогике будет продолжать расти, и от того, как образовательные учреждения воспользуются этими возможностями, зависит, насколько успешно педагоги смогут справляться с вызовами современного мира.Образовательные учреждения должны активно использовать возможности ИИ для повышения качества образования и успешной подготовки учащихся к вызовам современного мира. Это включает в себя внедрение технологий машинного обучения, разработку интеллектуальных систем оценки знаний и создание виртуальных помощников для преподавателей.Однако важно помнить, что ИИ не может заменить человека-преподавателя. Педагоги должны продолжать играть ключевую роль в образовательном процессе, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику и помогая ему развивать критическое мышление и творческие навыки.Библиографический список
  • Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования. Управленческое консультирование. 2020;(3):80-88. (дата обращения: 24.03.2025)
  • Гуров Д.И., Леонов Д.Е., Кириллов Г.М. Влияние искусственного интеллекта на современных студентов: анализ, этические и философские аспекты // Вестник науки №12 (81) том 3. С. 1320 - 1331. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс:  (дата обращения: 21.03.2025 г.)
  • Дудусов, Г. А. Государственные гарантии равного доступа к образованию как важнейший фактор защиты социальных прав человека в России / Г. А. Дудусов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 109-111. — URL: (дата обращения: 24.03.2025).
  • Создание инклюзивной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования: методические рекомендации / под редакцией Е.Н. Кутеповой, Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2022. ‒ 82 с.
  • Филимонова, И. В. Этическая сторона использования искусственного интеллекта в образовании / И. В. Филимонова // Вестник евразийской науки. — 2024. — Т. 16. — № s1. — URL: (дата обращения: 22.03.2025).
  • Mediasc.ru: сайт. – URL: (дата обращения: 23.03.2025).
  • -