Публикации Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Автор: Ермошина Марина Васильевна

Сочинение по картине К.Е. Маковского « Дети, бегущие от грозы»Работа по этой картине, как форма работа - письменное сочинение, проводится на протяжении двух уроков.Ход урока:
  • Предварительная беседа имеет целью вызвать у детей эмоции, способствующие яркости восприятия картины, и обеспечить полное понимание ее. Эта беседа непродолжительна.
  • - Не случалось ли вам быть застигнутыми грозой в лесу, в роще, в парке? Как это произошло? Учащиеся дают краткие ответы.- Вспомните, как вы заметили приближение грозы.- Что же происходит в природе при приближении грозы?Учитель записывает на доске наиболее удачные из называемых учащимися слов и сочетаний слов, характеризующих признаки грозы.
  • Восприятие картины. Учащиеся молча рассматривают картину. Затем учитель предлагает прочитать название картины.
  • - Кого же изобразил художник?- Что они делают?Ответы даются краткие, состоящие из одного предложения. Предлагается прочитать фамилию художника. Учитель сообщает, что Константин Егорович Маковский – русский художник, создавший много картин.- Кто хочет что-нибудь сказать об этой картине? Или что-нибудь спросить?Этим вопросом учащимся предоставляется возможность поделиться своими непосредственными впечатлениями по поводу картины. Если дети начинают останавливаться на деталях, учитель замечает, что об этом поговорят потом.
  • Чтение картины и попутная работа над словарем.
  • - Рассмотрим подробно картину. Когда будете отвечать на вопросы, постарайтесь давать точные ответы, доказывайте, почему вы так думаете. А для этого внимательно всматривайтесь в картину.- В какое время года происходит действие? Из чего это видно? (Конец лета- поле пожелтело, в лесу грибы.)- Где были дети? Из чего это видно? (В лесу – в переднике у девочки грибы.)- Кто эта маленькая девочка, которую большая несет на спине? (Сестрёнка.)- Дайте имена девочкам.- Почему Катя несет Машу, а не ведет ее за руку? (Она торопится, а маленькая девочка не может быстро идти.)- Из чего еще видно, что Катя торопится? (По положению ее ног видно, что она бежит.)- Как могло случиться, что Катя и Маша не заметили в лесу приближение грозы? (С увлечением собирали грибы; из-за высоких и густых деревьев не видно было тучи.)- Подумайте, как же они узнали, что гроза надвигается.Высказывается разные предположения: стало темно; блеснула молния; послышался гром; наступила полная тишина; спряталось солнце.- Что же сделала Катя, когда увидела приближение грозы? Подумайте и скажите о ее действиях. (Катя покрепче завязала передник, быстро взяла Машу, посадила ее себе на спину и побежала скорее из леса.)- Посмотрите на картину и расскажите, где шла дорога к дому.Дается описание местности, изображенной на картине: дорога шла мимо поля, по лугу, через речку, по мостику.- Что происходит в природе? Скажите о небе, ветре, растениях.Примерные ответы: надвинулась темная грозовая туча, заслонила солнце, стемнело, видна только узкая полоска голубого неба; налетел сильный ветер, наклонил все кусты, цветы, траву в одну сторону, растрепал волосы у детей.Попутно ведется работа над словарем.- Какой еще можно назвать тучу? (Мрачной, страшной, лиловой и прочее)- Каким можно назвать ветер, если он с такой силой все клонит к земле? (Резким, порывистым; вихрем.) Удачное определение записывается учителем на доске.- Почему Катя повернула голову направо? На что она смотрит? (С той стороны дует ветер и движется туча; может быть, в той части неба сверкнула молния.)- Посмотрите на лицо Кати. Что оно выражает? (Испуг, страх, волнение, беспокойство.) Значит, что же можно сказать о состоянии девочки – что она переживает ? (Катя беспокоится за сестренку; ей и самой страшно. Она думает об одном: скорее добежать домой.)4. Составление плана для сочинения. План составляется коллективно под руководством учителя. Устанавливается последовательно, о чем будет говориться в начале сочинения, что дальше. Учитель наталкивает на более точные и выразительные формулировки пунктов плана. Примерный план:1) Собирают грибы.2) Признаки приближения грозы.3) Скорее домой!4) Гроза надвинулась.5) Только бы успеть!План записывается учителем на доске.
  • Работа над словарем. Словарь записывался учителем на доске, в связи с работой над содержанием картины и частично предварительной беседе. Естественно, что при записи словарный материал, группируется по признаку того, к чему он относится. Таким образом, словарь на доске записывается постепенно, по мере того как в ответах учащихся называются ценные для сочинения слова.
  • Перед сочинением этот словарь прочитывается, уясняется уместность использования того или иного слова, учащиеся дополняют словарь.Запись словаря на доске имеет примерно следующий вид.Удары грома – отдаленные, глухие.Молния – блеснула, сверкнула.Солнце – скрылось, спряталось, исчезло.Туча – темная, грозная, страшная, мрачная.Ветер - резкий, порывистый; вихрь.Смотрела с испугом, с беспокойством, со страхом.
  • Устное сочинение. Пользуясь картиной, планом и словарем (по желанию самих учащихся), дети составляют рассказ. Учитель предупреждает, что словарь на доске не является обязательным, можно подобрать удачно и свои слова. Возможно при этом построить работу так, чтобы сначала сосредоточить внимание детей на моменте, предшествовавшем изображенным на картине; иначе говоря – составить сначала первую часть рассказа (дети в лесу), объединяющую три пункта плана, дополнить и уточнить ее, а затем перейти к следующей части, т.е. к 4 и 5 пунктам плана.
  • Поскольку предполагается письменное сочинение задерживаться долго на устных сочинениях нецелесообразно, чтобы не помешать творческой самостоятельной работе учащихся. Достаточно рассказать устно два раза.
  • Придумывание заголовка к рассказу. Название картины не совсем подходит для использование его в качестве заголовка для повествовательного сочинения (оно полностью подошло бы, если бы давалось описание картины). Поэтому детям предлагается придумать заголовок рассказа. В заголовке обсуждаются, отбираются 2 -3 лучших с тем, чтобы учащиеся могли выбрать из них наиболее подходящий с их точки зрения.
  • Орфографическая подготовка к сочинению. Орфографическому разбору подвергаются записанные на доске слова, в которых учащиеся могут допустить ошибки. Припоминается правило написания некоторых слов (например, солнце, резкий, порывистый, а также родовые окончания прилагательных, если они уже пройдены). В словах незнакомые правила или в словах, непроверяемых правилами, просто подчеркивается, на что надо обратить внимание(отдаленный, блеснула, сверкнула и др.). помимо этих слов, учитель записывает на доске слова, которые, по всей вероятности, войдут в сочинение (по его предположениям) и могут оказаться затруднительными в орфографическом отношении (например, послышались).
  • Письменное сочинение с последующей самопроверкой.
  • -