Публикации Информационно-коммуникационные технологии как инструмент для творческого развития младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационно-коммуникационные технологии как инструмент для творческого развития младших школьников
Автор: Веснина Валентина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент для творческого развития младших школьниковВеснина Валентина Николаевнаучитель начальных классовМБОУ «Гредякинская ООШ»Аннотация. В статье рассматривается сущность формирования творческой деятельности у младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Представлена краткая характеристика информационных технологий, используемых в образовательном процессе. Определены ряд личностных качеств учащихся, развивающихся при использовании ИКТ. Также указаны формы и методы стимулирования творческой активности школьников при работе с компьютером.Ключевые слова. Информационно-коммуникационные технологии; творческое развитие; младшие школьники; формы обучения; методы стимулирования; качества творческой личности.Постоянные изменения, происходящие в системе отечественного образовании, приводят к тому, что необходимо искать новые подходы к организации процесса обучения. Образование должно не только соответствовать сегодняшним реалиям, но и формировать у учеников гибкость и готовность к переменам в обществе и экономике, чтобы они могли успешно адаптироваться к новым условиям, решать сложные задачи, проявлять самостоятельность и творческий подход.Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании – это современный и эффективный подход, который значительно расширяет возможности обучения. ИКТ позволяет сделать уроки более интересными и результативными, а также способствует индивидуализации образования [2]. Благодаря ИКТ ученики становятся активными участниками учебного процесса, что повышает их мотивацию, в том числе к решению творческих задач.Рассмотрим понятие «информационно-коммуникационные технологии». Информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр технологий, используемых для обработки, передачи и обмена информацией в электронном виде. В них входят как программные средства, так и аппаратные, а также различные способы и методы их использования [1].Если более подробно рассматривать эти понятия, то под информационными технологиями мы понимает процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов [3]. Под коммуникационными технологиями следует понимать совокупность средств и методов, используемых для обмена информацией между людьми, организациями или устройствами [2].Когда мы говорим об ИКТ, мы подразумеваем интеграции этих двух областей. То есть, это технологии, позволяющие:- собирать и хранить информацию (базы данных; облачные хранилища; цифровые библиотеки и т.д);- обрабатывать информацию (включает в себя программное обеспечение для анализа данных, редактировании текста, графики, видео и т.д.);- передавать и распространять информацию (интернет, локальные сети, мобильная связь, электронная почта, социальные сети и т.д.).В образовании ИКТ могут быть использованы для:- создания интерактивных уроков;- обеспечение доступа к образовательным ресурсам;- организации дистанционного обучения;- индивидуализации обучения;- автоматизации административных задач.Потребность в новых знаниях, информационной грамотности и навыках самостоятельного обучения привела к появлению инновационного образования. В этой новой парадигме ИКТ играют системообразующую роль, объединяя различные аспекты учебного процесса. В начальной школе использование ИКТ подразумевает создание принципиально новой образовательной среды, способствующей развитию и активной творческой деятельности ученика. Это помогает детям ориентироваться в пространстве. Осваивать практические навыки работы с данными и обмениваться информацией, используя современные технические средства. Кроме того, ИКТ позволяют перейти от пассивного восприятия материала (иллюстрации и объяснения) к активному, деятельностному подходу, где ребенок становится главным действующим лицом в процессе обучения и осознано усваивает знания [2].Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий уже не новое явление для учащихся начальной школы, а для учителей стали нормой работы – это несомненно является одним из важных результатов инновационной работы в современной школе в условиях реализации ФГОС НОО.ИКТ существенно облегчают реализацию эффективных психолого-педагогических методов, основанных на поэтапном формировании умственных действий. Это не только повышает эффективность обучения, но и способствует развитию самостоятельности учащихся в постановке задач и поиске решений, формируя тем самым учебную деятельность и развивая внимание. Особенно ценен опыт применения ИКТ в начальных классах, где закладывается фундамент всего дальнейшего образования. В современной психологии признается, что информатизация образования оказывает значительное влияние на развитие у школьников теоретического и творческого мышления. Формируется новый «операционный» тип мышления, ориентированные на поиск оптимальных решений [2]. Общество всегда ценит людей, способных не только усваивать знания, но и мыслить нестандартно, предлагать и реализовывать творческие идеи. Понимание сущности творчества и методов его развития – актуальная задача, которой на протяжении столетий занимаются философы, психологи, педагоги. Люди, обладающие высоким творческим потенциалом, творческой активностью востребованы в любом прогрессивном обществе. Итак, творчество - присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяет уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и известным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах [4].Многочисленные исследования (Х.Айзенка, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинин,) посвящены изучению творческих способностей и их развитию, начиная с раннего детства и на протяжении всего обучения.Творческая активность, подразумевающая стремление к открытиям и новым решениям, является высшим уровнем развития личности. Творчество, с одной стороны, является условием проявления творческой активности, а с другой – находит отражение в личностных качествах человека[5].Творческая активность рассматривается как комплексное качество личности, объединяющее интеллектуальные, волевые, эмоциональные и физические процессы. Она проявляется в стремлении к новым приемам решения задач, преодолению трудностей и привнесению новизны. Рассмотрим воздействие информационно- коммуникационных технологий как дидактического приема на формирование личности учащегося. Глубокое понимание и активное применение ИКТ способствует формированию целого ряда важных качеств личности. В частности, у учащихся развивается:1.Алгоритмическое и конструктивное мышление, благодаря специфике взаимодействия с компьютером.2.Способность принимать эффективные решения в сложных ситуациях, особенно в ходе компьютерных игр и работы с тренажерами.3. Творческое мышление, благодаря сокращению рутинных задач.4. Коммуникативные навыки, в процессе совместной проектной деятельности.5. Навыки исследовательской работы, при использовании моделирующих программ и информационно-образовательных сред.6. Информационная грамотность и культура, включающие умение обрабатывать информацию с использованием различных программ (текстовых, графических редакторов, баз данных).7.Творческая активность.Именно способность к творческой обработке информации, а не простое ее воспроизведение, является ключевым фактором развития личности в современном информационном обществе.Творческое развитие личности – сложная и многогранная задача, привлекающая внимание философов, психологов, педагогов, социологов разных стран. Как показывают психолого – педагогические исследования (Я.А. Вагроменко, А.А. Кузнецов и др.) необходимым потенциалом в развитии творческих способностей обладают именно информационно-коммуникационные технологии, обеспечивая индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам каждого ученика, а также возможности компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов [5]. В отличие от традиционной образовательной среды, где индивидуализация ограничена возможностями преподавателя, ИКТ позволяют максимально персонализировать образовательный процесс, вовлекая ученика в активную, самостоятельную работу по саморазвитию.Для эффективного развития творческой активности школьников посредством ИКТ необходимо создание специально спроектированной образовательной среды. В рамках такой среды педагоги должны уметь применять разнообразные формы и методы, стимулирующие творческую активность при работе с информационно-коммуникационными технологиями. К таким формам и методам относятся: проектная деятельность, мультимедийные технологии, нетрадиционные уроки с использованием компьютерного оборудования (включая интерактивные доски), элективные курсы, игровые технологии, решение нестандартных задач и использование ресурсов сети Интернет [5].Таким образом, применение ИКТ в начальной школе открывает широкие возможности для творческого развития детей, позволяя: заинтересовать предметом, внести разнообразие в учебный процесс; сформировать навыки самооценки и самоконтроля; развить навыки сотрудничества и взаимопомощи; умело сочетать групповую и индивидуальную работу. Литература1.Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –2014. -№2. – с. 16-27. 2.Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 3.Кондрашова С. С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. – К.: МАУП. 2009. 4.Немцов А.А. Целеполагание как творчество / А.А. Немцов // Педагогика. -2002. - № 4. - С. 15-20.5. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9).
-