Публикации Досуг для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «А у нас в гостях мари».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Досуг для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «А у нас в гостях мари».
Автор: Хурамшина Ольга Александровна

Хурамшина Ольга Александровна Воспитатель ВККМКДОУ АМО «Ачитский детский сад «Улыбка»- филиал «Ачитский детский сад «Ромашка»Досуг для детей среднего и старшего дошкольного возраста.«А у нас в гостях мари». Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории и культуре марийского народа проживающего в Ачитском районе. Задачи: Познакомить детей с культурой марийского народа, национальной одеждой, традициями, песнями танцами, играми.Развивать интерес к творчеству марийского народа, народным играм, развивать быстроту, ловкость, внимание. Воспитывать уважительное отношение к людям марийской национальности, их традициям.Материал: куклы в марийских костюмах – девочка и мальчик, сундук, клубок, мешок, маски волка, козы, козлят, кошки и мышки. Технические средства: Презентация, аудиозапись, мультипликационный фильм.Ход досуга.
  • Мотивация. Сюрпризный момент.
  • - Ребята, сегодня утром в группе обнаружила необычный деревянный сундук.- Хотите посмотреть, что там в сундуке? (в сундуке куклы –мальчик и девочка в национальных костюмах).От имени кукол:(Звучит марийская мелодия, куклы разговаривают).Поро кече, удыр ден эргывлак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу «Доброго дня» - «Поро кече». Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки. С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по нашему Ачитскому району. 2. Знакомство с национальной одеждой, кухней.- А вы знаете, люди, каких национальностей проживают в нашем Ачитском районе и посёлке Ачит?- В нашем районе есть деревни Верх – Потам, Марийские Карши, Артемейково, где проживают марийцы. Слайд 1 - Предлагаю познакомимся с народом мари и их традициями .Слайд 2. - Давайте рассмотрим национальную одежду марийцев. В старые времена женщины и мужчины надевали домотканые рубахи, платья – тувыр. Слайд 3- Почему домотканое? Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали себе платья, полотенца, дорожки. Слайд 4. Платье с множеством оборок, ленточек. Поверх рубахи надевали вот такой кафтан (йылан) и подпоясывались поясом. На голове носили платки (шовычо), на ногах лапти (йондал).Марийский народ очень трудолюбивый. Все женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. Слайд 5.- В праздники надевали красивую нарядную одежду, украшения. Слайд 6- Рассмотрите , чем украшали национальную одежду? Головные уборы – такия украшали монетами, бусами, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, раковинами каури.Слайд 7Это украшение из монет, бисера и пойеток. На грудь спускалось яга – полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям – жемчуг, бусы.Слайд 8. А вы знаете в каких местах на платье вышивали узоры? (на вороте, подоле, рукавах, спине, груди).Слайды 9,10 Из каких знаков состоит узор? (ромбики, крестики, звездочки).- Для чего вышивали их? (считали, что они оберегают человека). Как семицветик наши зори Когда под утро петухи кричат.Так семицветны вышивок узоры на тех вещах.Любой стежок здесь к месту, Деталь и совершенна и мудра.От вышивки такой светло и ночью.Такие вот марийцы мастера.
  • Знакомство с национальными блюдами.
  • Слайд11-13.Ведущий У марийского народа, как и y других народов много национальных блюд. Это «Коман мелна» – многослойные блины, «Подкогыльо» – вареники с начинкой из мяса или творога, «Лашка» - суп с клецками и конечно, выпечка.
  • Танцы и подвижные игры.
  • Марийцы народ весёлый любят танцы, песни. Предлагаю послушать песню и попытаться угадать о ком эта песня.Вместе с пингвинёнком, который живет в Антарктиде станцевать весёлый и задорный танец.«Марийский танец»Игры с детьми.Слайд 14Ведущий Дети любят играть в подвижные игры, предлагаю и нам поиграть, узнать кто самый ловкий, быстрый и внимательный. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. B играх много юмора, шуток, задора. «Мундыраш чумырген»- «Клубочек»Цель: игра для развития коммуникативных умений. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. В конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.  "Волк и ягнята" ("Пире ден пача - влак") Выбирают волка, овечку, а остальные- ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает: -Мом тыште ыштет?( Что ты делаешь, волк?) -Тендам вучем (Вас жду)- отвечает волк. - А молан мемнам вучет? (А почему?) -Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.) После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят. «Ой, коча, мом ыштет - «Дедушка, что ты делаешь?»В игру могут играть 10-20 детей. В центре круга сидит дед (водящий) с мешком. Вокруг него ходят дети, поют и задают ему вопросы. Дедушка отвечает им. В конце игры дедушка с мешком догоняет детей.- Ой, коча, мом ыштет? (Ой, дедушка, что ты делаешь)- Рокым копаем (Землю копаю)- Рок ден же мом ыштет (Что будешь делать с землей)- Имым кычалам (Ищу иголку)- Имыж ден мом ыштет (С иголкой что будешь делать)- Мешакым ургем (Мешок шью)- Мешак ден мом ыштет (Что делаешь с мешком)- Тендам вот кучем (А вот вас буду ловить) «Пырыс ден коля-влак» - «Кот и мыши»В игре принимают участие от 10 и более детей. В начале игры считалкой выбирают кота. Кот подходит к мышкам и спрашивает:- Кушко те коштында? (Куда вы ходили)- Клатыш. (В кладовку)- Мом тушто ыштенда?» (Что вы там делали)- Уйым кочкынна. (Масло кушали.)- Мыламат коденда чай? (А мне оставили)- Уке. (Нет.)- Туге гын, мый тендам кочкам. (Тогда я вас съем.)- Ме шылына. (Мы спрячемся.)После этих слов мышки разбегаются. Кот их ловит.
  • Рефлексия.
  • Ведущий: В Ачитском районе живут бок о бок разные народы, у каждого своя сложившаяся культура. Мы все живем одной большой дружной семьей. Народ жив – пока живы его культура и язык. -Ребята, что для вас сегодня было интересно. -ссылка на марийский танец -ссылка на песню «Петушок» - ссылка на презентацию.
    -