Публикации Наставничество музыкального руководителя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество музыкального руководителя
Автор: Зуева Элина Борисовна

Наставничество музыкального руководителяМБДОУ «Детский сад №2»г. АртемЗуевой Элины Борисовнына 2025-2026 учебный год Программа наставничества «Развитие музыкальных способностей» (творческое направление) на 2024 - 2025 учебный годФорма наставничества: музыкальный руководитель – ребенок.ФИО наставника: Зуева Элина БорисовнаФИО наставляемых:Старшая группа 1. Коваленко Витя2. Рошкован Тимофей3. Лисовой Илья4. Адова Карина5. Григорьева Марта6. Горбонос Артемида7. Поликаленко Олег Подготовительная группа
  • Якуш Елизавета
  • Искандаров Никита
  • Семибратова Милана
  • Петрова Полина
  • Русяева Есения
  • Направление деятельности: творческая деятельность.1. Пояснительная записка"Никакие знания не передаются иначе как от человека кчеловеку, за каждым успешным человеком в любой сферевсегда стоит наставник. Люди, которые черезнаставничество передают другим свои знания и навыкив рабочих профессиях, в науке, в управлении вызываютуважение. Наставничество не решаетсяадминистративным путем, наставничество - это когдачеловек вкладывает душу, делится секретамипрофессии, которые позволили ему самому бытьлучшим".Сергей КириенкоВведениеЦелью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставникак наставляемому.Наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека.Основные принципы организации наставничества в дополнительном образовании:- Добровольность- Открытость- Компетентность- Соблюдение норм профессиональной этикиДоверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и наставляемым.В объединении «Развитие музыкальных способностей» программа наставничества реализуется в форме «педагог – обучающийся».В программе используются следующие понятия и термины.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и оказание им необходимой поддержки в социализации.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позициейучастников.Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для полученияожидаемых результатов.Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделитьсяопытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. По программе «Развитие музыкальных способностей» используются следующие формы наставничества:1. Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных особенностей личности ребенка.2. Групповая — сопровождение группы обучающихся, обладающих общим или сходнымобразовательным дефицитом.3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.Цель таких форм наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к занятиям в объединении и улучшение образовательных результатов. Вфокусе внимания наставника находятся:− личность сопровождаемого и его внутренний мир;− базовые процессы личностного развития, социализации, самоопределения, идентификации,адаптации сопровождаемого в социальной и образовательной среде;− деятельность сопровождаемого;− система социальных отношений сопровождаемого, в которые он включен в контексте своейдеятельности.Нормативно-правовая база1. ФЗ РФ № 273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утвержденииПоложения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательныепрограммы среднего профессионального образования».3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях истратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».2. Цели и задачи. Целью программы является музыкальное образование (развитие, воспитание и обучение) детей 6-7 лет : способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детейсредствами музыкального воспитания. Задачи:- приобщение к усвоению основных элементарных музыкально теоретических понятий, находить их в музыкальном материале и фиксировать присущий им смысл музыкальными средствами;азвитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, внутреннего слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;- понимание таких специфических средств музыкального «языка», как метр, ритм, динамика, темп;--формировать эмоциональную отзывчивость на музыку;-формирование вокальных навыков;-формировать познавательный интерес к музыке;-развивать творческие способности детей (художественно-образное мышление, воображение, фантазию, импровизацию).3. Форма наставничества «Музыкальный руководитель-обучающийся».Ролевые модели внутри формы могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого:- взаимодействие «владеющий – осваивающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов в дополнительном образовании); форма взаимодействия всегда находится под контролем педагога. Планируемые результаты:1. Высокий уровень включения наставляемых в социальные, культурные иобразовательные процессы;2. Повышение музыкальных компетенций;3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы;4. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов;5. Реализация творческого потенциала; План реализации программы Диагностика музыкальных способностей детей.Наблюдение (активность) - музыкальные упражнения, задания, беседы.Досуговые мероприятия, индивидуальные и музыкальные занятия. Развивающий - выполнение творческих заданий (рост креативности):Разработка серий творческих заданий;Занятия интегрированного типа;Восприятие музыки;Импровизация;Музыкальный фольклор;Вокально-хоровое музицирование;Пластическое интонирование;Инструментальное музицирование. ЗаключительныйМониторинг эффективности работы с детьми по программе:Участие в конкурсах, проектных мероприятиях.Анализ итогов реализации программы.6. Содержание программы.CЕНТЯБРЬ.Задачи: Выявить уровень музыкальный способностей у детей старшеговозраста Планирование на месяцПланирование по неделямДиагностика музыкальных способностей в процессе проведении диагностических занятий с детьми.1-я неделя:1 занятие: Выявление уровня эмоциональной отзывчивостина музыку: «Детская полька» и «Полька» М.Глинки;2 занятие: Выявление уровня динамического слуха: игра«Громко-тихо» (Играй как я) с ритмическими палочками.2-я неделя:3 занятие: Выявление уровня тембрового слуха:«На чем играю?» на различение звучания музыкальныхинструментов и «Волшебный сундучок» на различения звуказвучащих предметов.4 занятие: Выявление уровняМелодического (звуковысотного) компонента слуха: пение изнакомых песен в сопровождении и без него.3-я неделя:5 занятие: Развитие чувства музыкального ритма:прослушать произведение «В садике» Майкапара ихлопками в ладоши воспроизвести ее ритм.6 занятие: Определении уровня музыкального мышления:(весело рустно) и жанровой характеристики музыкальныхпроизведений: марш, песня, танец («три кита» вмузыке).И. Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы»из «Детского альбома», а затем «Марш» Р. Шумана и двепьесы М.И. Глинки «Песня жаворонка» и «Полька».4-я неделя:7 занятие: Выявление уровень развития творческогокомпонента музыкального мышления. Ребенку предлагалосьсочинить и сыграть на металлофоне или спеть «своюсобственную мелодию8 занятие: Определения музыкальной памяти. Ребенкупредлагалось прослушать и запомнить короткую мелодию -4 такта, а затем спеть её самостоятельно (без слов, на слог«ля»).4-я неделя:7 занятие: Выявление уровень развития творческогокомпонента музыкального мышления. Ребенку предлагалосьсочинить и сыграть на металлофоне или спеть «своюсобственную мелодию8 занятие: Определения музыкальной памяти. Ребенкупредлагалось прослушать и запомнить короткую мелодию -4 такта, а затем спеть её самостоятельно (без слов, на слог«ля»).ОКТЯБРЬ:Задачи: Выявлять в процессе работы с детьми их музыкальные предпочтенияпутем участия в различных видах музыкальной деятельности.Планирование на месяц Планирование по неделямИспользование различных видов музыкальной деятельности для работыпо раскрепощению детей,подготовка к исполнению сольных выступлений.1-я неделя:Разучивание и работа над песней «Что у осени вкорзине?» музыка Е Тиличеевой.Знакомство с песней «Осень бродит по лесам» и«Капельки» музыка В. Павленко2-я неделя:Разучивание песни «Бродит осень по лесам»музыка Е.Тиличеевой.и «Капельки» музыка В. Павленко3-я неделя:Инсценировка песни «Бродит осень по лесам»музыка Е.Тиличеевой. Знакомство с песней«Грибы играют в прятки» музыка Е.Птичкина4-я неделя:Театрализованный этюд «Грибы играют в прятки»(песня «Грибы играют в прятки» и «Танец слисточками»)Мероприятие:Музыкально-литературная гостиная «Осенний парад».НОЯБРЬ:Задачи: Используя разнообразные игры со словами и звуками (По методикеО.В Кацер) научить детей свободно пользоваться голосом как музыкальныминструментом.Планирование на месяц Планирование по неделямИгры со звуком назвукообразование,дикцию,звуковысотность,актикляцию, речевого ипевческое дыхание (поО.В.Кацер)Звуковые и ритмическиеигры с именами.Использование навыковвладения голосом висполнении песен.1-я неделя:«Лес ночной» «Самолет» «Кошка, как тебя зовут?«Пробуждение» Ритмодекламация: «Радость»К.Куковский.Игры с именами «Как тебя зовут?» ( простучатьритмический рисунок имени и пропеть свое имя вопоказу педагога.)2-я неделя:Разучивание сольной песни «Мама все поймет»Музыка М.Пляцковского, слова Е Ботярова.3-я неделя: Разучивание песни «Мама-это радость»Слова и музыка Е. Обуховой с солистами.Продолжение работы над сольной песней «Мамавсе поймет»4-я неделя:Продолжение работы над песнями «Мама всепоймет» и «Мама-это радость»Мероприятия: Сольное выступление детей на тематическом мероприятии,посвященном Юбилею детскому саду.ДЕКАБРЬ:Задачи: Учить детей чувствовать музыку, точно передавать в движениихарактер музыки, передавать в движениях музыкальные образы в музыкеразного характера и жанра.Планирование на месяц Планирование по неделямЗнакомство смузыкальными сказочнымиобразами и сказками впеснях.Продолжениесовершенствование навыковвладения голосом иисполнением песен ссопровождением и a-capella1-я неделя:Разучивание песни «Сказки» музыка В.Юдиной,слова Е. Труневой и2-я неделя: Знакомство с песней « Новогодняяночь» слова Раисы ПанинойМузыка: Андрея Варламова3-я неделя:Разучивания песни «Чудо казки» слова Ю.Полухина Музыка В. Голикова4-я неделя: Работа над выразительностью идикцией в песне «Чудо-сказки»Мероприятия:1) Исполнение ролей Снегурочки на новогоднем развлечении младшей группы.2) Исполнение песни «Чудо-сказки» на Новогоднем мероприятии.ЯНВАРЬ:Задачи: Знакомство детей с музыкальными образами в музыкальныхпроизведениях.Планирование намесяцПланирование по неделямЗнакомство созвучанием музыки винструментальном иоркестровомисполнении.1-я неделя:Знакомство со сказочными образами в музыкальныхпроизведениях. («Баба-яга» П.И. Чайковского)2-я неделя:Знакомство с музыкальной картиной «Баба-яга»музыка Лядова в оркестровом исполнении.3-я неделя:Знакомство и разучивание песни Олениковой«Снежный кот» Знакомство с музыкальнымпроизведением М.И.Глинки «Полька» Винструментальном и оркестровом исполнении ,беседа о симфоническом оркестре.4-я неделя:Знакомство и беседа о музыкальном произведенииР.Шумана «Дед Мороз»Мероприятие:Тематическое музыкальное занятие «Чудо-сказки»ФЕВРАЛЬ:Задачи: Продолжать совершенствовать навыки владения голосом в исполнениепесен ансамблем и сольно и a-capellaПланирование на месяц Планирование по неделямИспользавание игровойметодики обучениядетей пению a-capella поО.В.КацерРазучивание иисполнении песен ссолистами и без.Исполнениеразучиваемых песен acapella1-я неделя: Разучивание попевок :«Жавороночки» «Гори-ясно» Закличка «ВеснаКрасна»2-я неделя:Разучивание песни «Блины» (Русская народная кМасленице) и исполнение песни с солистами.3-я неделя:Хороводная песня «Перед весной» (русскаянародная)4-я неделя:Хоровод с песней «Перед весной» (русскаянародная)Украродная песня «Веснянка»Мероприятие:Тематическое занятие «Масленица» с пением закличек, прибауток и песен.МАРТ:Задачи: Продолжать совершенствовать навыки владения голосом висполнение песен ансамблем, развивать танцевальное творчество и знакомствос театральными куклами.Планирование на месяц Планирование по неделямИсполнение песен ссолистами.Использованиетворчества в созданиитанцевальных образов кпесням и музыке спомощью театральныхростовых кукол иплатковых кукол, «рисовании бусами»1-я неделя:Знакомство с песней «Самая счастливая» музыкаЮ.Чичкова.2-я неделя:Разучивание песни «Самая счастливая» музыкаЮ.Чичкова.3-я неделя:Знакомство с музыкальными образами песни Е.Зарицкой «Девочка-Весна" и разучивание песни.4-я неделя:Разучивание песни «Девочка-весна» с движениямив хороводе.Мероприятие:Выступление солистов (одаренные дети) на празднике 8 марта с песней «Самаясчастливая» музыка Ю.Чичкова.АПРЕЛЬЗадачи: Продолжение знакомства детей с театральными куклами, развиватьтворчество в общении друг с другом посредством атрибутов , кукол, игр.Планирование на месяц Планирование по неделямИгры с театральнымикуклами: варежковыми,куклами- прыгунками,Игры на развитиевоображения ( потехнологии М. Родиной)«Кукляндия»)«Рисуем бусами» всопровожнении детскойклассической музыки.1-я неделя: Рисованием бусами:Изображение картины «Волшебный мир космоса»в сопровождении музыки.2-я неделя:Знакомство с перчаточными куклами Сценка«Необычная планета»3-я неделя:Знакомство с куклами прыгунками и игра«Погуляй с моей игрушкой» с соответствии схарактером музыкальных отрывков.Игра с куклами прыгунками «Цирк»4-я неделя: Театральная зарисовка«Аквариум» К.Сен-Санса Варежковые куклы вигре «Рыбки-рыбешки»Мероприятие:Конкурс «Созвездие талантов»МАЙ:Задачи: Обобщить накопленный опыт музыкального и сценического искусствав исполнении сольных песен и театральной постановки, используя навыкивладения голосом и выступлением перед зрителем. Планирование на месяц Планирование по неделямПодведение итоговработы. Повторениепройденного репертуара,Использование навыковисполнительскогоискусства в выступленииперед детьми своейгруппы на выпускномпразднике.1-я неделя: Разучивание и групповых и сольныхпартий в песне «Учиться надо весело» музыка С.Соснина, слова К Ибряева.2-я неделя:Разучивание сольных и групповых партий в песне«Воспитатель».3-я неделя: Индивидуальная работа надвокальной партией в песнях «Учиться надовесело» и «Воспитатель»Повторение пройденного материала.4-я неделя:Подготовка к выступлению с песнями «Учитьсянадо весело» музыка С.Соснина и песней«Воспитатель» на выпускном вечере.Мероприятие:Выпускной вечер для выпускников «До свидания, детский сад!»
    -