Публикации
Наставничество музыкального руководителя
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество музыкального руководителя
Автор: Зуева Элина Борисовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество музыкального руководителя
Автор: Зуева Элина Борисовна
Наставничество музыкального руководителяМБДОУ «Детский сад №2»г. АртемЗуевой Элины Борисовнына 2025-2026 учебный год Программа наставничества «Развитие музыкальных способностей» (творческое направление) на 2024 - 2025 учебный годФорма наставничества: музыкальный руководитель – ребенок.ФИО наставника: Зуева Элина БорисовнаФИО наставляемых:Старшая группа 1. Коваленко Витя2. Рошкован Тимофей3. Лисовой Илья4. Адова Карина5. Григорьева Марта6. Горбонос Артемида7. Поликаленко Олег Подготовительная группа Якуш Елизавета Искандаров Никита Семибратова Милана Петрова Полина Русяева Есения Направление деятельности: творческая деятельность.1. Пояснительная записка"Никакие знания не передаются иначе как от человека кчеловеку, за каждым успешным человеком в любой сферевсегда стоит наставник. Люди, которые черезнаставничество передают другим свои знания и навыкив рабочих профессиях, в науке, в управлении вызываютуважение. Наставничество не решаетсяадминистративным путем, наставничество - это когдачеловек вкладывает душу, делится секретамипрофессии, которые позволили ему самому бытьлучшим".Сергей КириенкоВведениеЦелью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставникак наставляемому.Наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека.Основные принципы организации наставничества в дополнительном образовании:- Добровольность- Открытость- Компетентность- Соблюдение норм профессиональной этикиДоверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и наставляемым.В объединении «Развитие музыкальных способностей» программа наставничества реализуется в форме «педагог – обучающийся».В программе используются следующие понятия и термины.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и оказание им необходимой поддержки в социализации.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позициейучастников.Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для полученияожидаемых результатов.Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделитьсяопытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. По программе «Развитие музыкальных способностей» используются следующие формы наставничества:1. Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных особенностей личности ребенка.2. Групповая — сопровождение группы обучающихся, обладающих общим или сходнымобразовательным дефицитом.3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.Цель таких форм наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к занятиям в объединении и улучшение образовательных результатов. Вфокусе внимания наставника находятся:− личность сопровождаемого и его внутренний мир;− базовые процессы личностного развития, социализации, самоопределения, идентификации,адаптации сопровождаемого в социальной и образовательной среде;− деятельность сопровождаемого;− система социальных отношений сопровождаемого, в которые он включен в контексте своейдеятельности.Нормативно-правовая база1. ФЗ РФ № 273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утвержденииПоложения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательныепрограммы среднего профессионального образования».3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях истратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».2. Цели и задачи. Целью программы является музыкальное образование (развитие, воспитание и обучение) детей 6-7 лет : способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детейсредствами музыкального воспитания. Задачи:- приобщение к усвоению основных элементарных музыкально теоретических понятий, находить их в музыкальном материале и фиксировать присущий им смысл музыкальными средствами;-развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, внутреннего слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;- понимание таких специфических средств музыкального «языка», как метр, ритм, динамика, темп;--формировать эмоциональную отзывчивость на музыку;-формирование вокальных навыков;-формировать познавательный интерес к музыке;-развивать творческие способности детей (художественно-образное мышление, воображение, фантазию, импровизацию).3. Форма наставничества «Музыкальный руководитель-обучающийся».Ролевые модели внутри формы могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого:- взаимодействие «владеющий – осваивающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов в дополнительном образовании); форма взаимодействия всегда находится под контролем педагога. Планируемые результаты:1. Высокий уровень включения наставляемых в социальные, культурные иобразовательные процессы;2. Повышение музыкальных компетенций;3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы;4. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов;5. Реализация творческого потенциала; План реализации программы Диагностика музыкальных способностей детей.Наблюдение (активность) - музыкальные упражнения, задания, беседы.Досуговые мероприятия, индивидуальные и музыкальные занятия. Развивающий - выполнение творческих заданий (рост креативности):Разработка серий творческих заданий;Занятия интегрированного типа;Восприятие музыки;Импровизация;Музыкальный фольклор;Вокально-хоровое музицирование;Пластическое интонирование;Инструментальное музицирование. ЗаключительныйМониторинг эффективности работы с детьми по программе:Участие в конкурсах, проектных мероприятиях.Анализ итогов реализации программы.6. Содержание программы.CЕНТЯБРЬ.Задачи: Выявить уровень музыкальный способностей у детей старшеговозраста Планирование на месяцПланирование по неделямДиагностика музыкальных способностей в процессе проведении диагностических занятий с детьми.1-я неделя:1 занятие: Выявление уровня эмоциональной отзывчивостина музыку: «Детская полька» и «Полька» М.Глинки;2 занятие: Выявление уровня динамического слуха: игра«Громко-тихо» (Играй как я) с ритмическими палочками.2-я неделя:3 занятие: Выявление уровня тембрового слуха:«На чем играю?» на различение звучания музыкальныхинструментов и «Волшебный сундучок» на различения звуказвучащих предметов.4 занятие: Выявление уровняМелодического (звуковысотного) компонента слуха: пение изнакомых песен в сопровождении и без него.3-я неделя:5 занятие: Развитие чувства музыкального ритма:прослушать произведение «В садике» М,Майкапара ихлопками в ладоши воспроизвести ее ритм.6 занятие: Определении уровня музыкального мышления:(весело -грустно) и жанровой характеристики музыкальныхпроизведений: марш, песня, танец («три кита» вмузыке):П.И. Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы»из «Детского альбома», а затем «Марш» Р. Шумана и двепьесы М.И. Глинки «Песня жаворонка» и «Полька».4-я неделя:7 занятие: Выявление уровень развития творческогокомпонента музыкального мышления. Ребенку предлагалосьсочинить и сыграть на металлофоне или спеть «своюсобственную мелодию8 занятие: Определения музыкальной памяти. Ребенкупредлагалось прослушать и запомнить короткую мелодию -4 такта, а затем спеть её самостоятельно (без слов, на слог«ля»).4-я неделя:7 занятие: Выявление уровень развития творческогокомпонента музыкального мышления. Ребенку предлагалосьсочинить и сыграть на металлофоне или спеть «своюсобственную мелодию8 занятие: Определения музыкальной памяти. Ребенкупредлагалось прослушать и запомнить короткую мелодию -4 такта, а затем спеть её самостоятельно (без слов, на слог«ля»).ОКТЯБРЬ:Задачи: Выявлять в процессе работы с детьми их музыкальные предпочтенияпутем участия в различных видах музыкальной деятельности.Планирование на месяц Планирование по неделямИспользование различных видов музыкальной деятельности для работыпо раскрепощению детей,подготовка к исполнению сольных выступлений.1-я неделя:Разучивание и работа над песней «Что у осени вкорзине?» музыка Е Тиличеевой.Знакомство с песней «Осень бродит по лесам» и«Капельки» музыка В. Павленко2-я неделя:Разучивание песни «Бродит осень по лесам»музыка Е.Тиличеевой.и «Капельки» музыка В. Павленко3-я неделя:Инсценировка песни «Бродит осень по лесам»музыка Е.Тиличеевой. Знакомство с песней«Грибы играют в прятки» музыка Е.Птичкина4-я неделя:Театрализованный этюд «Грибы играют в прятки»(песня «Грибы играют в прятки» и «Танец слисточками»)Мероприятие:Музыкально-литературная гостиная «Осенний парад».НОЯБРЬ:Задачи: Используя разнообразные игры со словами и звуками (По методикеО.В Кацер) научить детей свободно пользоваться голосом как музыкальныминструментом.Планирование на месяц Планирование по неделямИгры со звуком назвукообразование,дикцию,звуковысотность,актикляцию, речевого ипевческое дыхание (поО.В.Кацер)Звуковые и ритмическиеигры с именами.Использование навыковвладения голосом висполнении песен.1-я неделя:«Лес ночной» «Самолет» «Кошка, как тебя зовут?«Пробуждение» Ритмодекламация: «Радость»К.Куковский.Игры с именами «Как тебя зовут?» ( простучатьритмический рисунок имени и пропеть свое имя вопоказу педагога.)2-я неделя:Разучивание сольной песни «Мама все поймет»Музыка М.Пляцковского, слова Е Ботярова.3-я неделя: Разучивание песни «Мама-это радость»Слова и музыка Е. Обуховой с солистами.Продолжение работы над сольной песней «Мамавсе поймет»4-я неделя:Продолжение работы над песнями «Мама всепоймет» и «Мама-это радость»Мероприятия: Сольное выступление детей на тематическом мероприятии,посвященном Юбилею детскому саду.ДЕКАБРЬ:Задачи: Учить детей чувствовать музыку, точно передавать в движениихарактер музыки, передавать в движениях музыкальные образы в музыкеразного характера и жанра.Планирование на месяц Планирование по неделямЗнакомство смузыкальными сказочнымиобразами и сказками впеснях.Продолжениесовершенствование навыковвладения голосом иисполнением песен ссопровождением и a-capella1-я неделя:Разучивание песни «Сказки» музыка В.Юдиной,слова Е. Труневой и2-я неделя: Знакомство с песней « Новогодняяночь» слова Раисы ПанинойМузыка: Андрея Варламова3-я неделя:Разучивания песни «Чудо -сказки» слова Ю.Полухина Музыка В. Голикова4-я неделя: Работа над выразительностью идикцией в песне «Чудо-сказки»Мероприятия:1) Исполнение ролей Снегурочки на новогоднем развлечении младшей группы.2) Исполнение песни «Чудо-сказки» на Новогоднем мероприятии.ЯНВАРЬ:Задачи: Знакомство детей с музыкальными образами в музыкальныхпроизведениях.Планирование намесяцПланирование по неделямЗнакомство созвучанием музыки винструментальном иоркестровомисполнении.1-я неделя:Знакомство со сказочными образами в музыкальныхпроизведениях. («Баба-яга» П.И. Чайковского)2-я неделя:Знакомство с музыкальной картиной «Баба-яга»музыка Лядова в оркестровом исполнении.3-я неделя:Знакомство и разучивание песни Олениковой«Снежный кот» Знакомство с музыкальнымпроизведением М.И.Глинки «Полька» Винструментальном и оркестровом исполнении ,беседа о симфоническом оркестре.4-я неделя:Знакомство и беседа о музыкальном произведенииР.Шумана «Дед Мороз»Мероприятие:Тематическое музыкальное занятие «Чудо-сказки»ФЕВРАЛЬ:Задачи: Продолжать совершенствовать навыки владения голосом в исполнениепесен ансамблем и сольно и a-capellaПланирование на месяц Планирование по неделямИспользавание игровойметодики обучениядетей пению a-capella поО.В.КацерРазучивание иисполнении песен ссолистами и без.Исполнениеразучиваемых песен acapella1-я неделя: Разучивание попевок :«Жавороночки» «Гори-ясно» Закличка «ВеснаКрасна»2-я неделя:Разучивание песни «Блины» (Русская народная кМасленице) и исполнение песни с солистами.3-я неделя:Хороводная песня «Перед весной» (русскаянародная)4-я неделя:Хоровод с песней «Перед весной» (русскаянародная)Укр.народная песня «Веснянка»Мероприятие:Тематическое занятие «Масленица» с пением закличек, прибауток и песен.МАРТ:Задачи: Продолжать совершенствовать навыки владения голосом висполнение песен ансамблем, развивать танцевальное творчество и знакомствос театральными куклами.Планирование на месяц Планирование по неделямИсполнение песен ссолистами.Использованиетворчества в созданиитанцевальных образов кпесням и музыке спомощью театральныхростовых кукол иплатковых кукол, «рисовании бусами»1-я неделя:Знакомство с песней «Самая счастливая» музыкаЮ.Чичкова.2-я неделя:Разучивание песни «Самая счастливая» музыкаЮ.Чичкова.3-я неделя:Знакомство с музыкальными образами песни Е.Зарицкой «Девочка-Весна" и разучивание песни.4-я неделя:Разучивание песни «Девочка-весна» с движениямив хороводе.Мероприятие:Выступление солистов (одаренные дети) на празднике 8 марта с песней «Самаясчастливая» музыка Ю.Чичкова.АПРЕЛЬЗадачи: Продолжение знакомства детей с театральными куклами, развиватьтворчество в общении друг с другом посредством атрибутов , кукол, игр.Планирование на месяц Планирование по неделямИгры с театральнымикуклами: варежковыми,куклами- прыгунками,Игры на развитиевоображения ( потехнологии М. Родиной)«Кукляндия»)«Рисуем бусами» всопровожнении детскойклассической музыки.1-я неделя: Рисованием бусами:Изображение картины «Волшебный мир космоса»в сопровождении музыки.2-я неделя:Знакомство с перчаточными куклами Сценка«Необычная планета»3-я неделя:Знакомство с куклами –прыгунками и игра«Погуляй с моей игрушкой» с соответствии схарактером музыкальных отрывков.Игра с куклами –прыгунками «Цирк»4-я неделя: Театральная зарисовка«Аквариум» К.Сен-Санса Варежковые куклы вигре «Рыбки-рыбешки»Мероприятие:Конкурс «Созвездие талантов»МАЙ:Задачи: Обобщить накопленный опыт музыкального и сценического искусствав исполнении сольных песен и театральной постановки, используя навыкивладения голосом и выступлением перед зрителем. Планирование на месяц Планирование по неделямПодведение итоговработы. Повторениепройденного репертуара,Использование навыковисполнительскогоискусства в выступленииперед детьми своейгруппы на выпускномпразднике.1-я неделя: Разучивание и групповых и сольныхпартий в песне «Учиться надо весело» музыка С.Соснина, слова К Ибряева.2-я неделя:Разучивание сольных и групповых партий в песне«Воспитатель».3-я неделя: Индивидуальная работа надвокальной партией в песнях «Учиться надовесело» и «Воспитатель»Повторение пройденного материала.4-я неделя:Подготовка к выступлению с песнями «Учитьсянадо весело» музыка С.Соснина и песней«Воспитатель» на выпускном вечере.Мероприятие:Выпускной вечер для выпускников «До свидания, детский сад!»
