Публикации
НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Автор: Солонько Александра Жановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Автор: Солонько Александра Жановна
Солонько Александра ЖановнаУчитель историиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«средняя общеобразовательная школа» №22Г. ЧитаНАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Аннотация. В данной статье рассмотрены отдельные аспекты наставничества в современной школе, особое внимание обращается на взаимный характер влияния наставника и наставляемого. Целью наставничества в школе является интеграция в профессию, выработка собственной системы преподавания, адаптация к условиям образовательного учреждения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.Ключевые слова: наставничество, самореализация, методы наставничества, комфортная среда, адаптация.Развитие современной системы педагогического образования акцентирует внимание на формировании профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, быть гибким, осуществлять в своей профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование. Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя, только приступившие к профессиональной карьере. Ведь родительская, ученическая общественность ожидают от специалиста с высшим образованием- безупречных профессиональных умений. А ответственность, и обязанности у них такие же, как и у учителей со стажем. Начиная педагогическую деятельность в школе, молодые специалисты сталкиваются с проблемами, связанными с их профессиональным становлением и личностным развитием. И для меня, молодого учителя истории, эти проблемы были такими же актуальными и, как казалось тогда, непреодолимыми. Но рядом оказались мудрые наставники, и неважно, что предмет, который они преподавали был далек от моего. Иногда, достаточно было услышать просто одобрение твоей идеи. Благодаря их поддержке, в 2007 году стала Победителем конкурса Лучшие учителя России, в 29 лет. На конкурс представляла, внедренную в процесс обучения рейтинговую систему оценивания. Сегодня, спустя много лет, пришло понимание, что мои наставники чутко не мешали и не навязывали, свои представление о процессе обучения. Учили не боятся экспериментов, дерзать и вовлекать детей. А сегодня, уже не первый год, сама являюсь наставником.Современный педагог должен быть и педагогом-наставником. Что такое наставничество?Наставничество подразумевает под собой передачу не только знаний и опыта, но и нравственных ценностей и моральных ориентиров от старшего поколения учителей к младшему. Процесс коммуникации должен быть двусторонним: с одной стороны – мотивация наставника осуществлять свою деятельность на добровольной основе, осознание важности и ценности данного процесса. С другой стороны, молодой педагог должен быть активным участником деятельности, который способен привносить в нее новые идеи и нестандартные решения. Такое взаимодействие способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии.В нашей школе чаще всего реализуются модели наставничества «учитель-учитель», «учитель-студент». Остановлюсь на модели «учитель-учитель». В рамках данной модели, цель наставничества успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.Для работы по организации взаимоотношений наставника и наставляемого составлена программа наставничества. Цель программы: эффективная интеграция молодого специалиста в профессию, адаптация к условиям образовательной организации, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления.На этом этапе происходит выявление причин возникших трудностей в работе наставляемого: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса. Взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы. Оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительной работе с конспектами уроков и анализ проведённых уроков. Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.В течение учебного года в школе проходят методические недели, где можно посетить уроки, более опытных коллег. Тематические педагогические педсоветы, где делятся своими наработками не только опытные, но и молодые педагоги. Сформированы пары «учитель-учитель», оказывается консультационная, психологическая и методическая помощь, не только наставником, но и администрацией школы. Созданы условия, для успешной адаптации молодых специалистов. Опытные учителя всегда готовы к диалогу. Помня, пережитый собственный опыт, придерживаюсь ситуативного наставничества, когда наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию или проблему, значимую для его подопечного, с которой он сам не в состоянии справиться. Ситуационное наставничество имеет более конкретный сегмент применения. Заслуживает внимания и скоростное наставничество – однократные встречи, с целью построения взаимоотношений с другими работниками. Главное в этих встречах – не передача знаний, опыта, а воодушевление людей энергией, желанием развиваться, вступать во взаимодействие с другими членами коллектива. Для скоростного наставничества характерны партнерские отношения, взаимообмен и взаимообогащение. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «равный – равному».Хотелось бы привести в пример, несколько моментов из опыта работы. Часто влюбленность в профессию «учитель», мы приобретаем, учась еще в школе. Так и мой ученик, влюбленный в историю, сегодня студент исторического факультета и успешный молодой специалист, в одной из школ города. По мере необходимости, оказываю методическую помощь, хотя иногда больше нужны просто слова поддержки. Вторая история, более длительная. Когда-то выпускница, далекого 2010 года. Успешно поступила в педагогический университет, но на последнем курсе, под впечатлением от пройденной педагогической практики, резко меняет свои планы. Берет академический отпуск и уезжает в археологическую экспедицию, сроком на целых 14 лет. Она успешный, востребованный специалист в своей области. Но спустя много лет, узнав, что, теперь можно прийти на практику ко мне в городе, она восстанавливается в университете. Придя на практику, в нашу школу, успешно реализует себя. Часто, молодым учителям, не хватает просто уверенности в себе. Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии. Положительно себя зарекомендовала и такая форма работы наставника, как вовлечение в профессиональные конкурсы. Особо хочется выделить «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Проект способствует профессиональному развитию участников посредством конкурсных треков, дополнительных мероприятий и сервисов. «Наставничество» - это трек для тех, кто понимает силу партнерства. Участники объединяются в пары «наставник-наставляемый», проходят диагностику, выполняют совместные задания, создают инициативы, которые можно масштабировать и использовать в других образовательных сообществах. Это пространство, где рождается настоящая профессиональная поддержка: через обмен опытом, вдохновение и совместное движение к цели. Победители, проявившие наибольшую активность и эффективность, получат признание на федеральном уровне и станут частью финального мероприятия проекта.В этом году участвую сама, и вовлекла несколько молодых коллег. Уверена, каждый из нас достигнет желаемых результатов. Что открывает для себя педагог, принимая на себя обязанности наставника? Наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности. Поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут также и учиться у молодых, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает коллективу педагогов согласовать и сделать едиными - методические, педагогические и психологические позиции школы. А начинающие педагоги способны привнести новые идеи и взгляды на процесс обучения. Список литературы: 1. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: «Центр тестирования», 2005. – 156 с.2. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценивания компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008. – 96 с.3. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.4. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37–43.5. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. – 1006 с.6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.7. Дипломатова, З. Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя / З. Ю. Дипломатова, В. Н. Иванов Г. А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2021. – №1. – С. 131-140.
