Публикации Использование борда-балансира в работе логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование борда-балансира в работе логопеда
Автор: Коктыш Анна Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №25 »Педагогический проект«Использование борда балансира в работе с детьми с ТНР»Учителя-логопеда Коктыш Анны ВикторовныГ. Северск2021годПедагогический проект«Использование борда балансира в работе с детьми с ТНР»Паспорт проектаВид проекта: среднесрочный        Типкоррекционный, познавательно-речевой, творческий, социальный, педагогический.Сроки реализации: 4 месяца (с февраля по май)Руководители проекта: учитель-логопед Коктыш А.В.Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях группы с ТНР, родители воспитанников, педагоги ДОУЦель проекта: повышение эффективности логопедических занятий посредством использования балансировочной доски.Задачи проекта:
  • Изучение информации, литературы по использованию балансировочной доски с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи.
  • Преодоление различных речевых нарушений;
  • Совершенствование, укрепление мышц артикуляционного аппарата, мышц рук и ног
  • Формирование у детей коммуникативных навыков и практических умений правильной речи (развитие просодики, звукопроизношения, лексико–грамматического строя речи)
  • Улучшение моторно-зрительной координации;
  • Синхронизация интеллектуальных способностей ребенка;
  • Развитие психологичесой базы речи;
  • Закрепление навыка ориентирования в схеме собственного тела, пространственного воображения;
  • Повышение уровня интеллекта и уровня обучения в целом;
  • Разработать планы- конспектов логопедических занятий  с использованием доски балансира;
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес детей к логопедическим занятиям.
  • Вовлечь всех педагогов (воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, а также родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  •                 Актуальность  проектаВсе чаще мы, специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, наблюдаем рост числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет нас, учителей-логопедов, искать новые технологии коррекции, способствующие улучшению развитию произношения, психических процессов и конечно моторной сферы в целом. Изучив новики в сфере образовательных технологий, мой выбор пал на борд балансир. Это большая деревянная доска, разработанная для работы над координацией движения детей и взрослых. Все мы знаем, что детям с ТНР присуща моторная неловкость, причем не только в зоне артикуляционного аппарата. Если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Программа мозжечкового стимулирования улучшает: - уровень концентрации внимания; -все виды памяти; -развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения; -математические и логические способности; -анализ и синтез информации; -способность к планированию; -работу эмоционально-волевой сферы. Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами. Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность! Борд используется мной, как на групповых логопедических занятиях, так в индивидуальной работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. Опыт работы в коррекционных группах для детей с ТНР  показывает, что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание, совмещение речи и движения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Образовательный продукт:- презентация проведенных мероприятий;- проведение консультаций для педагогов и родителей ДОУ;- изготовление буклетов,консультаций;- оформление картотеки;- проведение мастер-классов для педагогов и родителей ДОУ;-проведение отрытых просмотров, с использованием балансировочной доски.       Этапы реализации проекта:-Предварительный.
  • Заказ балансировочных досок для детей с ТНР, с привлечением родителей.
  • Разработка методического материала и планов проведения проекта
  • -Организационный. 
  • Педагогический консилиум. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.
  • -Основной.
  • Проведение коррекционных занятий,  мастер-классов, создание презентаций, буклетов, картотеки.
  • Взаимодействие с родителями (консультации,  родительские собрания с мастер-классом).
  • -Итоговый. Презентация  в ДОУ. Анализ результатов проекта. Выступление на семинаре педагогов «Особый ребенок»Предполагаемый результат:   Повышение: эффективности коррекционной работы, интереса  к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами. У детей
  • Улучшение и коррекция звукопроизношения;
  • Развитие мышц артикуляционного и двигательного аппарата;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Улучшение моторно-зрительной координации;
  • Улучшение концентрации внимания;
  • Развитие пространственного воображения;
  • Повышение уровня обучения в целом.
  • У родителей:
  • Активное участие родителей в коррекционном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
  • У педагогов
  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию и коррекции речи детей с ТНР.
  • Разработка методического и практического материала по проекту.
  • В конспекты подгрупповых логопедических занятий, а также в ежедневную индивидуальную работу с детьми с ТНР, включены следующие виды работ с использованием балансировочного борда: выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, автоматизация поставленных звуков путем проговаривания речевого материала и координирования движений тела, проговаривание стихотворений, относящихся к той или иной лексической теме, выполнение пальчиковой и нейро гимнастики, пропевание ряда гласных с элементами фоноритмики.. Игры и упражнения по совершенствованию грамматического строя и обогащению словаря также включены с использованием балансиров.
    -