Публикации Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Автор: Чебодаева Малена Сергеевна

С самого рождения дети постоянно развиваются. В средней группе детского сада воспитанники успешно осваивают новые знания и навыки. В достижении результатов немаловажное значение играет умение хорошо излагать свои мысли в речи. Именно поэтому развитие речи является ключевым направлением работы воспитателей в детском саду, которое регулируется требованиями ФГОС.В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов — названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т.д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т.д.Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и, а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки всогласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.Программа предусматривает формирование у детей пятого года жизни умения пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.В программе развитие у четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводится к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность —качества, необходимые человеку в общении с окружающими.В средней группе проводится работа по развитию у детей умения понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).Звуковая сторона речи детей 4—5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой — недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.Развитие речи в средней группе ДОУРазвитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
  • углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
  • дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
  • изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
  • пополняется словарный запас в сфере профессий;
  • изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
  • дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
  • Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
  • углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
  • дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
  • изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
  • пополняется словарный запас в сфере профессий;
  • изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
  • дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
  • Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.Основные педагогические приемыКаждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.Их суть заключается в следующем:
  • Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
  • Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
  • Проведение работы с детьми в формате беседы.
  • Применение игровых технологий.
  • Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
  • Мотивирование на выполнение учебного плана.
  • Структура занятияКаждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
  • Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  • Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  • Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  • Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
  • Дидактическая игра «Предлоги».Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т.д.; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.Дидактическая игра «Кто, где живёт?»Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по¬смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко и др.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога¬даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин¬ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.— Где ладошки? Тут?— Тут.— На ладошке пруд?— Пруд.— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,Этот палец суп варил (сварил).Самый меньший—печь топил (истопил).Полетел гусь в рот,А оттуда в живот... Вот.(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протяги¬вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти¬хотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.«ПОРУЧЕНИЯ»Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне¬ния глаголов скакать, ехать.Материалы: грузовик, мышка, мишка.Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.«ЧЕЙ ГОЛОС?»Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра¬жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете¬ныша.Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля¬гушонок, корова и теленок.В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тонень¬ко? (Теленок.)Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).«ПОТЕРЯЛИСЬ»Цель: соотносить название животного с названием детеныша.Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте¬нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста¬ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень¬кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен¬ка. Поищи утку.- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен¬ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает¬ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа¬ют на машине в гости к другим детям.«ПОЕЗД»Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-миПых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),Стоять на месте не хочу! Са-дись скорее,Ко-ле-са-ми Прокачу!Стучу, стучу. Чу! Чу!(Е. Карганова. Поезд.)На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед¬ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы¬полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Коле¬сами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.«КАЧЕЛИ»Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движе¬ниями.Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровож¬дают чтение ритмическими движениями.Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.(Дети качают руками впе¬ред-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)Настали осенние дни. Качели остались одни.(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах рука¬ми до постепенной оста¬новки.)Лежат на качелях VДва желтых листка. И ветер качели Качает слегка. (В. Данько. Качели.)«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голо¬ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:Курочка-рябушечка, Куда идешь?— На речку.Курочка-рябушечка, Зачем идешь?— За водой.Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?— Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре¬бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой¬манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но¬вой курочки-рябушечки.«ОРКЕСТР»Цель: Образовывать глаголы от названий музыкальных инстру¬ментов.Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, ду¬дочки, звоночки, бубны, погремушки.Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь дей¬ствиями с игрушками.Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант — Этот зайка — не зазнайка, Этот зайка — музыкант.— Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша ... (балалайка).(Тот, кто отгадал первым, по¬лучает игрушку. Этот ребенок бу¬дет играть у зайки в оркестре.)— Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.)Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.Да-да, да-да.Так поет она всегда.Не палочка, не трубочка,А что же это? (Дудочка.)— Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.)Волчок музыкальныйПоет и жужжит.Волчок музыкальныйПо кругу бежит.Он вертится, вертится,Вертится ловко! ^.И вдруг ни с тогоНи с сего — остановка.— Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь по¬играть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, по¬гремушки.— Дети, звоночки что делают? (Звенят.)— Погремушки? (Гремят.)— Барабан? (Барабанит.)— Дудочки? (Дудят.)(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.)Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо.(Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)«ПРОФЕССИИ»Цель: Соотносить существительное с глаголом.Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, поч¬тальон, солдат).Взрослый задает вопросы, дети отвечают.— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ... (Солдат.)— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...»Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного на¬клонения глаголов.Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:— Почему все вещи убежали от Федоры?— Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, по¬ломали?— А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?— Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?— Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?— А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?«ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ»Цель: Использовать глаголы в связной речи.Из числа играющих выбирают кукушек (2—3 ребенка), кото¬рые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились,Головками вертели, Крыльями махали -А куда летели. Так и не сказали!(Н. Колпакова.)Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими во¬просами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импро¬визированного диалога.«ГУСИ»Цель: Использовать в речи однокоренные слова.Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.(В. Берестов. Гуси.)Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа¬ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».«ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ»Цель: Развивать чувство юмора, речь.Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!Затем им предлагают пофантазировать — рассказать, что бу¬дут делать они, когда станут взрослыми.«ПЕТУШКИ»Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обо¬значаетВзрослый читает стихотворение, а дети изображают петуш¬ков, о которых в нем говорится.Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.(В. Берестов. Петушки.)«СОВКА-СПЛЮШКА»Цель: Знакомиться с однокоренными словами (сплюшка, сплю, спишь).Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.Вы видали совку-сплюшку. Умолкала и — сначала:Вечно сонную старушку, «Сплю-сплю-сплю!»Совку-сплюшку, Я уселся у осины,Сплюшку-совку— Долго слушал крик совиный:И болтушку и плутовку? «Сплю-сплю-сплю»...Мне в лесу она кричала: Я обманщиц не люблю! «Сплю-сплю-сплю!»Если ты и вправду спишь,Почему же ты кричишь?«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи¬тельными среднего и женского рода, по числу детей.Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де¬тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во¬просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп¬ражняться в образовании форм именительного падежа множест¬венного числа существительных.«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «дей¬ствие».— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, ри¬сую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы дума¬ете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам го¬товит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете про¬фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, де¬лает повар?— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.— А что делает врач?— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает ле¬карство, делает уколы, операции.— А что делает портной?— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,шьет.(строителя, учителя, сторо¬жа, пастуха, сапожника, а дети называют действия)Список литературы:1. Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб. : Паритет, 2006. 2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2006. 3. С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет», 2009;4. Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи», 2007;5. О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности», 2011.6. Бородич А. М. - Методика развития речи детей. М., 1981 г.7. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. м., 1976 г.8. Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. м., 1984 г.
    -