Публикации работа учителя дефектолога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: работа учителя дефектолога
Автор: кислова людмила геннадьевна

В жизни человека постоянно подстерегают кризисы, соблазны и перемены. Способность терпеливо переносить тяготы жизни и справляться с эмоциональными и социальными вызовами пригодилась бы каждому. Но не все в состоянии контролировать свое состояние, поведение, настроение, эмоции и мысли даже для сбережения собственного здоровья.Саморегуляция организма заложена в нас с рождения. Даже дети могут приспособиться к проблемам и трудностям. О том, что такое саморегуляция и какие методы помогут держать себя в руках и владеть своими чувствами в жизни, читайте в этой статье.Понятие саморегуляции, ее польза и функцииАнализ работы кабинета дефектолога за 2024-2025 год.Золотые правила дефектологии:                       1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат                                      2. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей. Кабинет дефектолога в школе предназначен для обеспечения условий оптимального развития детей с отклонениями в развитии или трудностями в обучении. Кабинет даёт возможность индивидуальной и групповой работы с детьми, что позволяет эффективно поддерживать их развитие, создаёт благоприятную образовательную среду, что способствует концентрации внимания и эффективному усвоению материала. Описание помещения: площадь кабинета – 10,4 м2, количество посадочных мест – 3, цвет стен – салатовый, мебель цвета ольхи (коричневый), пол – линолеум, окна снабжены жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза обучающихся. Цель работы кабинета: адаптация ребёнка в социальной, учебной и бытовой сферах жизни, и максимальная коррекция психического речевого развития обучающихся. Задачи работы кабинета:
  • выявление и предупреждение нарушений познавательного и речевого развития обучающихся;
  • динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
  • отслеживание соответствия выбранной программы форм методов и приёмов обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
  • консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения, воспитания детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приёмов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
  • Принципы построения коррекционно – развивающей среды:
  • доступность;
  • системность;
  • интеграция;
  • учёт возрастных особенностей обучающихся.
  • Направления дефектологической работы: формирование учебных умений и навыков, коррекция отклонений познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию и усвоению к нового учебного материала. Основной формой организации дефектологической работы являются индивидуальные и групповые занятия.Документация учителя-дефектолога.
  • Рабочие программы.
  • Годовой план на следующий год.
  • Перспективный план на следующий год.
  • Годовой аналитический отчёт.
  • Тестирование обучающихся по СИПР.
  • Списки обучающихся зачисленных на коррекционно-развивающие занятия.
  • Расписание коррекционно-развивающих занятий.
  • Журнал учёта посещений коррекционно-развивающих занятий и занятий домашнего обучения.
  • Карты индивидуального развития (протокол наблюдения, протоколы обследования, дефектологическое представление, лист динамического наблюдения, отражающий этапы и результат коррекционной работы, КИМ, результат диагностики).
  • Отчётная документация.
  • В течение года, были изготовлены дидактический материал для занятий. Самоизготовление:
  • Игровое поле для ориентировки в пространстве.
  • Карточки на отработку предложных конструкций.
  • Игровое поле - планшет с карточками на определение зрительного восприятия (цветовой
  • схемы).
  • Карточки на определение слоговой структуры слов
  • Серии сюжетные картинок для составления рассказов
  • Карточки на составление фразы (фразовый конструктор).
  • Материал для диагностики.
  • Карточки с зашумлёнными буквами.
  • Карточки с текстами для диагностики техники чтения и характера ошибок.
  • Игровое поле – планшет с карточками на классификацию предметов.
  • Игровое поле – планшет с липучками на развитие произвольного внимания.
  • Игровое поле – планшет с липучками на нахождение закономерности (продолжить ряд).
  • Игровое поле – пазлы на развитие логического мышления.
  • Карточки на развитие навыков зеркального рисования по клеточкам.
  • Карточки с графическими упражнениями на развитие межполушарного взаимодействия и
  • пространственного мышления. Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких материалов, эстетически оформлены. Таким образом, целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья играет большую, а в соответствии с ФГОС, и главную роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Грамотно созданная среда, организованная с учётом возможностей и потребностей детей, способствует успешному их развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Но поиск инновационных подходов к организации коррекционно-развивающей среды продолжается. Я считаю, что самое главное уметь поддержать у обучающихся, чувство эмоционального комфорта и желания познавать мир. Планирую: изготовить, приобрести дидактический материал для развития памяти, внимания, дыхания, разнообразить картинный раздаточный материал для индивидуальных и групповых занятий.Диагностический материал.
  • Методика «Различие правой и левой стороны».
  • Методика «Определи время года по картинке».
  • Методика «Установление закономерностей».
  • Методика «Исключение неподходящей картины».
  • Методика «Выбор картинок».
  • Методика «Последовательность картинок».
  • Методика «Составление целого из частей».
  • Методика «Опосредованное запоминание».
  • Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, атмосфера в кабинете создаёт рабочий настрой и мотивирует обучающихся на учебную деятельность.
    -