Публикации Учебная программа для детей с ТМНР по предмету "Окружающий социальный мир"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебная программа для детей с ТМНР по предмету "Окружающий социальный мир"
Автор: Ковалева Светлана Леонтьевна

«Окружающий социальный мир»Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» на 2025-2026 учебный год разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной  программы МКОУ ОШ № .Белгорода для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).Объем программы: Программа составлена на 1 год и рассчитана на 4 часа в неделю (136 часа в год). Цель данной программы: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Задачи:
  • Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
  • Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
  • Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
  • Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
  • 5. Развитие собственной активности ребенка; 6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; 7. Формирование и развитие целенаправленных действий; 8. Развитие планирования и контроля деятельности;Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; — развитие зрительного восприятия;— развитие зрительного и слухового внимания;— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;— формирование и развитие реципрокной координации;— развитие пространственных представлений;— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.Основные изменения, внесённые в программу В рабочую программу внесены изменения в связи с перераспределением учебных часов и индивидуальными возможностями детей с нарушениями интеллекта. В этой связи сокращено количество учебного материала, носящего ознакомительный характер и материала содержащего большой объём сложной для восприятия и запоминания информации. Изменения отражены в тематическом плане. В течении года возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.Раздел 2Общая характеристика учебного предметаСпецифика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 4 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Раздел 3Описание места учебного предмета Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к обязательной части учебного плана МКОУ ОШ № 30 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.Раздел 4Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихсяЛичностными результатами освоения предмета обучающихся являются:- социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.Предметные результаты:- представления о мире, созданном руками человека:интерес к объектам, созданным человеком;- представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.- накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.Раздел 5Содержание учебного предметаОсновные содержательные линии курса «Окружающий социальный мир» представлены разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях, содержание программы включает три блока:1.Образовательный,формирование представлений о окружающем социальном мире, явлениями социальной жизни.2.Психологический, направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы.3.Социальный, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающим социальным миром.Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. Содержание обучения на уроках социальный окружающий мир очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.Учебную работу на уроках социальный окружающий мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Раздел 6Тематическое планированиеРаздел 7Система оценки образовательных достижений учащихся по предмету (форма и средства контроля)Аттестация обучающихся 9 классов проводится по результатам работы каждого учащегося на уроке. Оценивание знаний, умений и навыков происходит на качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. В конце каждой четверти аттестация ученика осуществляется посредством выставления положительной отметки при наличии динамики. Для оценки планируемых результатов взята бальная система. Раздел 8Описание материально-технического обеспечения
  • Проектор
  • Ноутбук, мышь, колонки
  • Презентации по темам, видеоматериалы, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах
  • натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
  • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
  • Плакаты: «Профессии людей»
  • «Транспорт»
  • «Город»
  • «Правила дорожного движения»
  • Календарно - тематическое планированиеОкружающий социальный мир
    -