Публикации
«Средства нравственного воспитания в дошкольном образовании»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Средства нравственного воспитания в дошкольном образовании»
Автор: Оленникова Анна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Средства нравственного воспитания в дошкольном образовании»
Автор: Оленникова Анна Анатольевна
Статья«Средства нравственного воспитания в дошкольном образовании»Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические подходы к процессу нравственного воспитания дошкольников, выявлены эффективные средства и формы организации педагогического процесса, способствующие формированию нравственно ценных качеств личности. Особый акцент сделан на таких средствах, как художественное слово, народная культура, творчество, игровой и трудовой опыт, личный пример педагога. Предложены рекомендации по включению компонентов нравственного воспитания в повседневную работу детских садов.Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольники, педагогика, образовательные технологии, морально-нравственные качества, воспитательные средства.Проблема нравственного воспитания стала одним из ключевых направлений отечественной образовательной политики, закреплена федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и федеральными образовательными программами. Современная система образования формирует потребности и умения осваивать знания, анализировать деятельность и сопоставлять её с культурными нормами, развивая целостную личность ребёнка. Важнейшей целью является формирование новой системы ценностей, обеспечивающей становление нравственной культуры и гуманистической ориентации личности.Особенность сегодняшних реалий состоит в повышенной актуальности проблемы нравственного воспитания дошкольников в условиях усиления проявлений агрессии и насилия в обществе. Формирование и эффективное применение методов и средств нравственного воспитания становятся первостепенными задачами педагогов дошкольных учреждений.Средствами нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выступают:Художественное слово (сказки, рассказы, стихи): литературные произведения формируют понятия добра и зла, справедливости и сострадания.Народные игры и фольклор: способствуют знакомству с культурой своего народа, укрепляют коллективизм и уважение традиций.Природа: наблюдения за природой позволяют прививать чуткость, умение сочувствовать живым существам, помогать нуждающимся.Творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование): развивает творческое мышление, учит создавать прекрасное своими руками.Игра, труд, учёба: игровое моделирование разных ситуаций способствует усвоению норм морального поведения.Общение: построенное на уважительном диалоге и взаимопомощи, укрепляет доверие и дружеские связи среди детей.Нравственное воспитание не появляется само по себе, оно зависит от окружающей среды, примера старших и систематичности усилий педагогов. Дошкольнику жизненно необходимо видеть проявления человечности, доброты и уважения окружающих.Таким образом, нравственное воспитание – важнейшая составляющая подготовки маленького гражданина нашей страны, способствующая успешной адаптации ребёнка в социуме и формированию прочных духовных оснований будущей личности.
