Публикации Знакомство с памятниками древнерусского зодчества Великого Новгорода.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знакомство с памятниками древнерусского зодчества Великого Новгорода.
Автор: Шевелева Юлия Константиновна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАТЕМА: Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.4 класс, 2 четверть Цель урока:Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.Познакомить с особенностями в облике городов. Задачи урока. Воспитательные. 1. Формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому. 2. Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству. Образовательные. Изучать архитектурные особенности древнерусского храма.Изучать особенности древнерусских городов. Развивающие. 1. Прививать навыки в изображении древнерусских храмов. 2. Создать образ храма. 3. Продолжать знакомство с графикой, мозаикой. Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа храма при работе различными материалами. Метапредметные результаты: Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания храма. Анализировать соответствие результатов изображения храма поставленным задачам. Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки работы с художественными материалами. Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда. Коммуникативные УУД: Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании собственной работы.. Оборудование для учителя: компьютер, плакаты. Оборудование для учащихся: Цветной картон формат А4, бумага разных фактур, клей, черные маркеры или краска. Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Города русской земли.», раздаточный материал. Задание: создание храма (графика с элементами мозаики) План урокаТехнологическая карта 2. Введение Дорогие друзья! Знают взрослые и дети много разного на свете,Но пока идут года, строят люди города.Славятся они церквами, расписными теремами,В них звонят колокола и сверкают купола. Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Да, правильно. Сегодня мы отправимся в новое путешествие и побываем в нескольких древних русских городах.А зачем мы это сделаем? Какова цель нашего путешествия?Ответ детей (постановка детьми целей и задач данного урока)ГОРОДА, как люди, - у каждого свой характер, свой нрав и уклад.Великий Новгород – древний русский город, он стоит на реке Волхов при впадении реки в озеро Ильмень. Здесь родились сказания о Садко, отсюда отправился он на кораблях со своими товарищами торговать, путешествовать, мир смотреть! Искал он счастье, но затосковал по Родине и понял, что только на Родине, только дома живет его счастье.Посмотрите на стр.60 новгородский кремль. И что же вы видите главное - большое, обращающее на себя внимание?Да, правильно – (дети отвечают: главный храм - он называется СОФИЙСКИЙ СОБОР, его фото на стр. 61, проводят анализ увиденного на слайдах и в учебнике)Храм – очень большой, глав у него 5. Покрытые шлемами - куполами. Они напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.А теперь вспомним: Сколько башен - куполов мы знаем на храмах…………Дети отвечают. Какой формы бывают купола? Какого цвета бывают купола?Вывод: НОВГОРОД – город деловых, вольнолюбивых людей. Благородная простота и мужество – характерные признаки новгородского искусства. УКРАШЕНИЯМИ здесь НЕ УВЛЕКАЛИСЬ, правда со временим их становилось больше. На смену суровой силе приходила приветливость.ПСКОВ (Дети рассказывают о городе, учитель направляет их рассказ) Город совсем недалеко от Новгорода и стоит на реке Великой. Псковичам выпала доля часто защищать свою землю, но они не ожесточились. (от немецких рыцарей) Псковские бояре не были так влиятельны, как новгородские, а крестьяне жили вольнее и это сказалось на архитектуре. БОГАТЫРСКИЕ СТРОЕНИЯ ПСКОВИЧЕЙ отличаются ОКРУГЛОЙ МЯГКОСТЬЮ ФОРМ, Поверхность так сильно не заглажена. Она леплена.Строили здесь из местного камня, а он оказался не очень прочным, выветривался.Вывод: СТЕНЫ храмов БЕЛИЛИ, для лучшей сохранности. Псковские мастера для лучшей вместимости окружали свои храмы множеством строений – это была одна из особенностей. Особенно это проявлялось в создании звонниц. СКВОЗНЫЕ ЗВОННИЦЫ СТАЛИ ОСОБЕННОСТЬЮ Псковской земли. В открытых проемах синеет небо, плывут облака (см. стр. 62 и 63) ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. Все постройки этих городов создавались для КНЯЗЕЙ и по их почину.Вопрос к детям – и какие же они были тогда? (ответы детей) Поэтому они отл. ВЕЛИКОЛЕПИЕМ И НАРЯДНОСТЬЮВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ОТЛИЧАЛОСЬ УТОНЧЕННОСТЬЮ, ИЗЯЩЕСТВОМ,(все смотрим Дмитриевский собор.) Дети рассуждают. КАМЕННЫЕ РЕЛЬЕФЫ с изображением зверей, птиц. Самые разные сказочные и легендные сюжеты.ПОКРОВА НА НЕРЛИ – самый замечательный собор ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛИ,Рассматриваем с детьми, обсуждаем.МОСКВА столица, укреплялся и перестраивался древний Московский Кремль, возводились новые каменные соборы.(смотрим соборную площадь, анализируем с ребятами)Уже в древности Москва имела архитектурный облик, выделявший ее среди других городов. Вывод: Зодчие – строители первыми задумались, как объединить разные постройки, чтобы получился величественный ансамбль. В то время поставили колокольню ИВАНА ВЕЛИКОГО. (смотрим с детьми, анализируем).Поводим итог: в чем разница и в чем великолепие русских городов. Постановка задачи Сегодня мы выполним рисунок храма графическими материалами (тушью или маркерами). А стены храма украсим мозаикой из рваной бумаги. Творческая работаПодведение итогов Создавая свои храмы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших работ. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании храма. Рефлексия (детям выдается анкета)На уроке я работал активно/пассивноСвоей работой на уроке я доволен/не доволенУрок для меня показался коротким/длиннымЗа урок я не устал/усталМое настроение стало лучше/стало хужеМатериал урока мне был понятен/не понятен полезен/безполезен легким/труднымДомашнее задание: Посмотреть в интернете архитектуру Московского Кремля. Уборка рабочих местВсем спасибо за урок. Литература к уроку1. Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969.2. Л. Е. Красноречьев, Л. Я. Тынтарева «Как мера и красота скажут» Лениздат. 1971.3. Л. А. Неменская «Изобразительное искусство». Просвещение. 2012
-