Публикации Роль конструктора «Полидрон. Гигант» в создании игрового развивающего пространства для детей младшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль конструктора «Полидрон. Гигант» в создании игрового развивающего пространства для детей младшего дошкольного возраста
Автор: Грищенко Марина Владимировна

Роль конструктора «Полидрон. Гигант» в создании игрового развивающего пространства для детей младшего дошкольного возрастаПодготовил: Грищенко М.В., воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Мозаика»В обновленном содержании дошкольного образования особая роль отводится современному оборудованию, позволяющему развивать у детей любознательность, интеллектуальные и творческие способности. Сегодня хотела бы представить вам опыт работы с трансформируемым конструктором для обучения и игры «Полидрон. Гигант», который мы активно применяем при организации конструктивно-модельной деятельности младших дошкольников. Данный конструктор представляет собой систему крепких, ярких (красных, синих, зелёных и жёлтых) деталей квадратной и треугольной формы, выполненных из экологически чистого материала. Детали достаточно легко соединяются край к краю, благодаря уникальной технологии. Конструкторы Полидрон. Гигант обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность и обогащают развивающую предметно-пространственную среду ДОО и семьи.Полидрон подходит для детей разных возрастов, от 2 лет до выпускников школ. Большое количество деталей и качественная пластмасса, позволяет использовать «Гигант» для игры с детьми в оздоровительные подвижные игры даже на улице.С помощью этого конструктора дошкольники имеют возможность возводить огромные конструкции, сооружать замки, башни, машины, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти, одновременно осваивая понятия фигур, двух- и трёхмерных объектов, текстуры, цвета, а также обучаться работе в команде, претворяя идеи в реальность. Использование конструктора  развивает творческие способности дошкольников, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления,  мелкую моторику пальцев рук, формирует умение следовать образцу. В результате деятельности с конструктором Полидрон для ребёнка становится наглядными процессы перехода из плоскости в пространство от развёртки к объёмной фигуре и обратно. В нашем детском саду данный конструктор появился сравнительно недавно и игры с ним стали сразу же одним из любимых занятий наших воспитанников.При организации деятельности дошкольников с конструктором Полидрон. Гигант мы используем следующие методы и приемы:
  • Наглядные (схемы, фото, иллюстрации, показ воспитателя);
  • Практические (дети могут заниматься с конструктором не только во время ООД, но и в самостоятельной деятельности);
  • Репродуктивный (постройки по образцу воспитателя);
  • Исследовательский (обеспечивает детям творческое применение знаний);
  • Активные (дети в данном методе используют постройки в различных ролевых играх и учатся строить от простого до сложного).
  • Знакомство с конструктором мы начали с изучения его деталей и выполнения простейших соединительных операций (крепления сначала двух, затем трех-четырех деталей друг с другом). Постепенно переходили к созданию несложных построек. Сначала по образцу педагога, затем по схемам. В данном случае ребенку предлагается определенная задача, но не даются способы ее решения. Постановка таких задач перед детьми — достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструкции возводятся детьми на полу, легко трансформируются, являются многофункциональными, могут использоваться в зависимости от образовательной ситуации. Например, можем построить большой дом, куда можно просто зайти или создать игровые ситуации: «Мишка заболел», «Покачаем куклу Катю», или же просто посидеть. Если захотели пойти на рыбалку или отправиться в морское путешествие – конструируем лодку или даже корабль. Ну а если захотим побывать в сказке, мастерим ширму, и тогда любое сказочное приключение становится незабываемым. Кроме того, конструктор помогает закрепить у детей такие понятия как «маленький»-«большой» (построить большой дом для медведя и маленький домик для медвежонка, гараж для большой и для маленькой машины), закрепить цвета (построить красную, синюю или желтую башню и т.д.). Главное условие работы с этим конструктором — «Взрослого должно быть мало», тогда у малышей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие».Также хотелось бы обратить внимание на конструктор «Полидрон. Гигант. Конструируем транспорт». Этот набор предназначен для групповой деятельности, специально для того, чтобы дети смогли понять, как работают некоторые механизмы. Комплект хорошо зарекомендовал себя при подготовке детей к игре с роботами как базовый для того, чтобы сформировать у ребенка первичные представления о работе механизмов, о ребрах жесткости и правильной последовательности соединения деталей по плану, чтобы собранная машинка могла ехать и не разваливалась.Собранный из квадратов и колес своими руками автомобиль приводит ребенка в восторг и наполняет его гордостью за собранную большую машину, на которой он может посидеть и даже прокатиться. С помощью колес двух разных размеров дети могут построить огромное количество великолепных устройств: трактор, автомобиль, автобус и т.д. Для формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками и обогащения опыта сотрудничества дети создают общие постройки. Они учатся определять общий замысел, договариваться о распределении обязанностей, ролей, материалов, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения («Играли дружно, и получился красивый дворец»). В коллективных играх с конструктором дети учатся вести диалог, комментируют свои действия, решая тем самым задачи речевого развития. Наблюдая за детьми, когда они создают «воображаемую игровую ситуацию», можно отметить, насколько этот конструктор обогащает содержание детских игр. Дети, превращая одну постройку в другую или дополняя ее деталями, самостоятельно открывают его новые возможности. Они увлечены и заинтересованы, самостоятельны и активны.Список литературы:
  • Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Темофеева Т.В. от Фребеля до робота: растим будущих инженеров: парциальная образовательная программа дошкольного образования. – Самара: АСГАРД, 2017.-78с.
  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990. –с. 7-16.
  • Применение набора «Полидрон» для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста.(электронный ресурс).
  • Сборнова Л.А., Карпова Н. П., Борисевич О. В. Создание игрового пространства посредством конструктора «Полидрон-Гигант» // «Воспитатели России». – 2023. – с.52.
  • -